Оказались под крылом

Строительство школ и больниц под запретом из-за самолетного шума

Оказались под крылом Строительство школ и больниц под запретом из-за самолетного шума
Фото Олега Кузьмина

В прошлом номере НКК мы писали об утверждении в регионах страны и Красноярском крае схемы приаэродромной территории (ПАТ) и порядке ее использования. Закон ввел это требование в 2017 году, когда в Воздушный кодекс РФ были внесены изменения для обеспечения безопасности полетов.

Теперь вокруг аэропортов земля делится на семь подзон. Проблемы вызывает седьмая, самая масштабная подзона, радиус которой установлен в пределах 30 км от контрольной точки аэропорта. В ней запрещено строительство жилых зданий, не обладающих повышенной степенью шумозащиты, а также введен особый порядок согласований документов.

Требования вполне логичные, однако на деле получается иное. Эпидемиологическое благополучие трактуется избыточно: оказалось, в 7-й подзоне вообще ничего нельзя построить…

Безопасность или?..

Напомним, в законе о ПАТ прописано, что в седьмой подзоне, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействия, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральным законом.

Министр транспорта Красноярского края Константин Димитров отметил, что на практике подзона ограничивает строительство социальных объектов:

– Строить на территории 7-й подзоны с соблюдением стандартов шумозащиты Роспотребнадзор не разрешает. Такова трактовка закона Роспотребнадзором, ведомством, которое является контрольным для исполнения требований закона, связанных с эпидемиологическим благополучием населения. Вся страна после 2017 года столкнулась с проблемой 7-й подзоны. Есть примеры, где выдавались разрешения строить с усилением шумозащиты через использование усиленных оконных блоков и стен. Но в целом такая практика не сложилась.

В прошлом году проблема очень активно обсуждалась. В Министерстве строительства РФ одними из первых увидели перекос законодательства, ситуация вызывала обоснованную тревогу.

Зачем вообще нужны зоны? Закон должен был обеспечивать безопасность полетов. Для этого и вводились охранные зоны. Например, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, была остро необходима. Авиаинциденты с птицами случались не раз, последний громкий случай – аварийная посадка пассажирского самолета в кукурузном поле, когда пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин спасли сотни людей. А причина аварии – попадание стаи птиц в двигатель.

Поэтому безопасность – превыше всего. Но, как считают многие эксперты, выделение 7-й подзоны не имеет отношения к безопасности полетов и комфорту людей, проживающих в 30-километровом периметре.

Нагрузка на уши

С этим согласен и Константин Димитров:

– Самолеты признаны одними из самых безопасных видов транспорта. Требования ограничений по строительству для территории 7-й подзоны излишни, на мой взгляд. Также недостаток закона в том, что в методике расчетов подзон не учтена частота полетов. И тут возникают вопросы. Допустим, аэропорт раз в неделю принимает один тяжелый транспортник. Этот уровень шума берут за базовый. Но посадку и взлет этого транспортника многие и не заметят.

А если брать высокоинтенсивные полеты на авиахабах, где частота взлета и посадки летающих «грузовиков» происходит каждую минуту, то становится понятно: жить рядом с таким уровнем шума невозможно. Вот еще и поэтому закон нужно уточнять, определять нюансы, связанные с частотой полетов, высотой захода самолетов. И вводить не 100-процентные ограничения, а методику, рассчитывать нормативы, как застройщику предусмотреть в проекте дополнительную шумозащиту.

Министр отметил, что ряд регионов уже обратились в Правительство РФ, Росавиацию, Роспотребнадзор с просьбой пересмотреть подходы к вопросу, поскольку мировая практика показывает, что многие известные аэропорты глубоко интегрированы в мегаполисы, и там таких ограничений нет:

– Есть определенные строительные нормы, которые обеспечивают повышенную защиту зданий, чтобы снизить уровень шума при взлете и посадке судов. Думаю, что в этом году последуют изменения в федеральное законодательство по этому вопросу, чтобы изменить трактовку закона, запрещающую строительство в 7-й подзоне. Иначе развитие многих территорий становится невозможным.

Заложники правил

В Красноярском крае аэропорты есть во многих районах, чем, безусловно, можно только гордиться. У всех 15 аэропортов региона установлены границы ПАТ, в том числе 7-й подзоны. К сожалению, то, что должно быть благом, обернулось проблемами. Ведь даже в самом крупном международном аэропорте Красноярск 7-я подзона захватывает не только почти весь Емельяновский район, но и часть краевого центра (территория мясокомбината).

Если взять малые воздушные гавани края, то территория их 7-й подзоны будет также включать весь населенный пункт. Согласно закону, там нельзя строить ни школы, ни больницы, ни детсады. Что звучит, конечно, абсурдно. Так, в Емельяново уже выдан запрет на строительство школы из-за повышенных шумов. Министр рассказал о положении в п. Хатанга, который оказался заложником нового Воздушного кодекса:

– Вся территория поселка входит в 7-ю подзону. Сейчас процесс принятия проекта ПАТ для Хатанги приостановлен. Вопрос вынесен на профкомиссию. На краевом уровне мы обосновали, почему выполнить требование закона невозможно. Как отнесутся к нашей позиции со стороны Федерации?

Пока практика показывает, что решения о создании 7-й подзоны принимаются в одностороннем порядке. Так как нужно соблюдать закон. Транспортная прокуратура также активно контролирует выполнение законодательства, связанного с обеспечением безопасности полетов.

Хотя достаточно внести изменения в строительные нормы, чтобы повысить шумозащиту зданий, расположенных в 7-й подзоне. Других ограничений быть не должно. Мы, как и все регионы страны, ждем, что будет принят ряд нормативных актов, которые снимут запрет на строительство. То есть ограничат соблюдение закона лишь строительными нормами.

Надежда на то, что в ближайшее время ситуация изменится и среди рекомендаций Роспотребнадзора не будет запрета на строительство, есть. Волна обращений уже скоро достигнет критической точки, на эту тему высказались уже многие депутаты Государственной думы РФ. Вопрос лежит в плоскости федеральных полномочий, постановлениями на краевом уровне нельзя ничего изменить. Со своей стороны, Красноярский край, министерство транспорта направили замечания и рекомендации еще при согласовании данных зон. ПАТ в крае с точки зрения закона определены верно. Но нужна последующая работа, чтобы устранить перекосы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности