Следуя строгой логике Устава, поставленную гарнизону боевую задачу бойцы не выполнили. В случае активных боевых действий им было предписано выйти из Брестской крепости на оперативный простор. Крепость потеряла свое оборонительное значение еще в Первую мировую войну 1914 года. Но все произошло очень быстро. Они не успели. Не смогли уйти, обложенные со всех сторон солдатами 45-й австрийской пехотной дивизии. И тогда красноармейцы приняли последний бой.
Тишина и оплавленный камень
В марте 1981 года нас, школьников 72-й красноярской школы, через всю страну (тогда еще СССР) поезд вез на экскурсию в Брестскую крепость. Добирались туда, казалось, целую вечность. Через Москву и с задержкой в Пскове. Финальный отрезок пути мы проехали в общем вагоне, в который битком набились беспокойные белорусы с мешками и баулами. Один дедок спросил: «Ребята, а вы откуда такие?» – «Из Красноярска!» Старичок охнул: «Матушки… Так далеко». Но я об этой экскурсии мечтал. Уже знал – читал книги, мемуары. Фильмов еще не было.
И вот она – Брестская крепость. Холмские ворота. Очень тихо – март, нетуристический сезон. Только наша группа. Замолкли и мы. Потому что везде – немые свидетельства того, что здесь творилось 22 июня 1941 года. Изгвозданные снарядами и пулями стены. Искалеченные осколками вязы. Тогда они – те самые – еще стояли по берегу Мухавца. Тогда еще были живы те, кто стрелял по врагам вот из этих бойниц. В 80-х им было всего-то по 60 лет, почти как мне сейчас. 21 апреля 2021 года в Москве на 92-м году жизни умер Петр Котельников – последний из остававшихся в живых защитников Брестской крепости. Сердце крепости остановилось.
…Мы с ребятами шли по территории, где героически сражались защитники крепости. За Холмскими воротами… ничего. Где здание, в котором подписывали печально известный Брестский мир 1918-го? Где огромный собор, тогда превращенный в клуб? Вместо них – ровное место и провалы подвалов.
Артиллерийскую подготовку немцы начали ровно в 4 часа утра. На спящих солдат (бодрствовали только дежурные по подразделениям, часовые и дневальные) обрушились тонны металла. В казарме, где спал 12-летний Петя Котельников, воспитанник музыкального взвода, пробило перекрытия. Ему и друзьям повезло: койки находились у другой стены.
Спустя два дня, видя, что сопротивление не спадает, немцы подтянули две осадные мортиры «Карл». Огромные снаряды. От взрывной волны у наших бойцов лопались легкие. Потом на них сбросили 1800-килограммовую бомбу – тряхнуло целый город. Били в бойницы огнеметами. Там, в подвалах, я видел оплавленные, словно воск, кирпичи.
Им было нечего пить в июньскую жару. Водопровод разрушен, все подходы к реке простреливаются. Любая к ней вылазка – не игра даже, а встреча со смертью. Этому тяжелейшему факту борьбы посвящен памятник «Жажда».
До последнего
Брестскую крепость штурмовала 45-я австрийская пехотная дивизия. Как и любое воинское подразделение, она вела журнал боевых действий. В него скрупулезно записывалось: кто, куда, зачем. В 1942 году этот журнал попал в руки наших войск. Стала вырисовываться картина – Брест защищался до последнего. В 1944-м, когда наши войска освободили Белоруссию, солдаты были поражены масштабами разрушений. Окончательно стало ясно, что бои тут шли страшные, бои до последнего. Точку поставил писатель Сергей Смирнов. Он разыскал множество свидетелей и участников тех сражений, написал книгу – и о подвиге героев Бреста узнала вся страна.
Вместо восьми часов, как изначально планировалось немцами, активные боевые действия в Брестской крепости продолжались до 23 июля. Вот как описан последний документально подтвержденный бой в крепости в немецком отчете:
О перестрелке у Северных ворот и пленении командира.
23.07.1941 г. В середине дня 23.07 команда по уборке территории подверглась обстрелу из каземата у Северных ворот, стреляли оставшиеся блокированные в каземате враги. Ранено 5 человек. Во время последовавшего за этим событием прочесывания крепости ранен еще один солдат. В плен взят 1 русский старший лейтенант.
24.07.1941 г. В результате прочесывания крепости Брест-Литовска на наличие оставшихся в живых врагов были найдены только 7 погибших русских.
Во время экскурсии я очень хотел узнать об истории надписи, которую обнаружили в одном из подвалов: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII/-41». Оказалось, эмоциональный смысл ее был настолько огромен, что кусок стены бережно вырезали, упаковали и увезли в Москву, в музей. А в Бресте хранится ее копия.
Знамена остались с нами
Только 22 июня защитники крепости отразили восемь атак противника. Немецкие войска понесли неожиданно высокие потери. Бои в крепости приняли ожесточенный, затяжной характер, которого немцы никак не ожидали. К вечеру 23 июня их потери составили более 300 человек только убитыми, что почти вдвое превышало потери 45-й пехотной дивизии за всю Польскую кампанию.
Противнику не досталось ни одно из знамен воинских частей, сражавшихся в крепости. Общие потери 45-й немецкой пехотной дивизии, согласно дивизионному рапорту, составили на 30 июня 1941 года 482 убитых, в том числе 48 офицеров, и свыше 1 000 раненых. Согласно тому же рапорту, немецкие войска пленили 7 000 человек, в число которых, по всей видимости, зачислены все, кто был захвачен в крепости, в том числе гражданские лица и дети. В братской могиле на территории крепости захоронены останки 850 ее защитников.
Послесловие
Я не смею, не имею права судить тех, кто решил сдаться и уйти в плен. Я говорю о тех, кто остался и стрелял, пока не кончились патроны. Что двигало ими? Что вообще такое – героизм?
В фильме «Дюнкерк» американского режиссера Кристофера Нолана героизмом названо документально зафиксированное тотальное бегство английской армии с французского театра событий войны, которой еще только предстояло войти в историю под названием Второй мировой.
В фильме «Брестская крепость» режиссера Александра Котта скрупулезно, по минутам (благодаря журналу 45-й австрийской пехотной дивизии) нам, потомкам, рассказано, какой отпор врагу дали наши деды и прадеды.
Брестская крепость на западной границе советской Белоруссии первой приняла удар германской армии. Она же стала и первым неприятным сюрпризом для противника, осознавшего, что легкой прогулки по территории СССР у него не получится.
В крае идет проект общественной палаты «Красноярск – Брест. Память поколений», посвященный 80-летию начала Великой Отечественной войны и обороне Брестской крепости.
Организаторы разыскивают родственников и знакомых красноярцев – защитников Брестской крепости. Известно, что их было семеро. Ищут родственников пяти красноярцев: ИЗМАЙЛОВА Владимира Константиновича, КАЧАНОВА Евгения Андреевича, КУЗНЕЦОВА Ильи Петровича, ПОЛЕЖАЕВА Федора Иннокентьевича, СЕННИКОВА Анатолия Яковлевича.
Всех, кто что-либо знает об этих людях и их участии в героической обороне Брестской крепости, просят откликнуться по тел. 201-89-81.