Не так давно в Красноярском государственном медицинском университете прошла всероссийская конференция. Врачи обсуждали актуальные вопросы пульмонологии, оториноларингологии, аллергологии. В числе участников был директор ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России, академик РАН Александр ЧУЧАЛИН. С его именем связано признание отечественной пульмонологии как самостоятельной медицинской отрасли. Сегодня Александр Григорьевич – гость «НКК».
Смерть от пневмонии
– Александр Григорьевич, какие основные задачи решались на конференции?
– Мероприятие посвящено социально значимым заболеваниям. Для вашего края, можно сказать, ситуация неспокойная. В последнее время возрастает количество людей, которые больны воспалением легких. Причем есть случаи летального исхода от пневмонии. Это, конечно, характерно и для других регионов. Наша конференция как раз поставила цели разработать для врачей определенные подходы для эффективного лечения и сокращения смертности от легочных заболеваний.
– То есть от пневмонии до сих пор умирают?
– Хороший вопрос вы задали. Плохо образованное наше общество не понимает, что пневмония – это серьезное заболевание. Инфекция нижнего отдела дыхательных путей затрагивает тонкие структуры легочной ткани, где происходит обмен кислорода на углекислоту. Если кислород прошел, то, значит, все нормально. Если нет – возникает тяжелая поломка в организме человека, которая может привести к смерти. Мы расплачиваемся за наше поверхностное отношение к тому периоду, когда широко стали применять антибиотики и считали, что именно они – панацея от заболевания. Они играли, играют и будут играть большую роль. Но свести лечение пневмонии к антибиотикам, как показывает конкретная практика, на сегодняшний день недостаточно. Должна меняться парадигма. Мы расплачиваемся за широкое, бесконтрольное применение антибиотиков. В итоге целый ряд возбудителей, которые являются причиной возникновения инфекции, приобрели такие биологические свойства, как резистентность (сопротивляемость) к антибактериальным препаратам. Допустим, такой возбудитель, как staphylococcus (стафилококк). Или туберкулез, где очень высокая устойчивость бактерии к химиотерапевтическим препаратам. А есть те, которые на 100 процентов резистентны к существующим антибактериальным препаратам, – синегнойная палочка, к примеру.
– Сейчас ведутся дискуссии о том, что бактерии «опережают» наши разработки в области лекарственных препаратов. Фтизиатры говорят о новой, лекарственно устойчивой форме туберкулеза. Возможно ли создание более совершенных препаратов?
– С туберкулезом ситуация непростая. К примеру, туберкулез, который возникает у категории больных СПИДом, особенно коварен и тяжело протекает. Он вызывается атипичными формами микобактерий. В принципе, можно сказать даже, что это другой туберкулез, не тот, который описывал еще Роберт Кох. А вторая проблема в туберкулезе, как я уже сказал, – это первичная и вторичная резистентность возбудителя к существующим препаратам. Ученые сейчас активно ищут реальные пути выхода. Путь антибиотиков сохраняется, но все сложнее и сложнее получать действенные препараты этого типа. Поддержка класса таких научных исследований – это еще и очень дорого. Некоторые антибиотики, которые мы применяем, скажем, при грибковых заболеваниях, работают всего два года. Затем развивается резистентность. Точно так же некоторые вирусы. Очень быстро у них развивается устойчивость к этим препаратам. А ведь мир микробов и вирусов, которые населяют человеческий организм, огромен. К примеру, дыхательные пути населяет свыше двух миллионов микроорганизмов. Микробы, которые населяют желудочно-кишечный тракт, весят в общей массе несколько килограммов. Некоторые из них защищают иммунитет, другие, наоборот, подтачивают. На сегодняшний день мы знаем порядка 40–50. Каждый год или даже чаще являемся свидетелями того, как открываются разные возбудители, о которых раньше не знали. Вот, к примеру, «атипичная пневмония», как называют ее в СМИ. С интервалом в два-три года шла мутация. Или, скажем, вирусы гриппа. У человечества никогда не было штамма такого, как свиной грипп, но произошла мутация, которая привела к вспышке инфекции.
Кроме антибиотиков есть другой путь – укрепление иммунитета. И в этой связи очень большое значение имеет вакцинопрофилактика.
– В календаре прививок постоянно появляются все новые…
– Да. Не так давно в календарь прививок была официально внесена антипневмококковая вакцина. И, кстати, об эффективности. В Хабаровском крае и Амурской области год назад, как все помнят, было наводнение. Ученые прогнозировали значительный рост среди населения кишечных заболеваний, гепатита, дизентерии, брюшного тифа и других. Была применена серия вакцин, направленных против этих болезней. В том числе впервые применена и антипневмококковая вакцина. Прошел год, и я сейчас могу сказать, что эти регионы имеют самую низкую заболеваемость по перечисленным инфекциям.
– То есть люди, которые отказываются от вакцинопрофилактики, не всегда правы?
– Да, это вопиющая безграмотность людей, и врачей также, которые поддерживают эту фобию.
Дышат легкие, страдает сердце
– В Красноярске, по моим наблюдениям и отзывам знакомых, распространена ситуация, когда и взрослые, и дети страдают заложенностью носа, постоянным чиханием. Многие это связывают не с инфекциями или простудными заболеваниями, а с экологией. Вы были во многих городах. Насколько хорошо дышится в Красноярске?
– Многие болезни экологически зависимы. Пожары в средней полосе России повлекли за собой резкий подъем легочных заболеваний, сердечных. Есть связь между болезнями органов дыхания и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Входными воротами являются легкие, и расплачиваемся мы своим сердцем и сосудами. Есть тесная связь между тромбами, которые образуется в сердце, и тем воздухом, которым мы дышим. Что касается экологии Красноярска, то здесь вы правы – конечно, прямая взаимосвязь существует. Но у каждого города есть свои проблемы, и трудно сказать, где лучше или хуже. Борьба за чистый воздух – это отличительная черта современного общества, и мир тратит большие деньги, чтобы обеспечить человека комфортными условиями проживания. Обозначенная проблема характерна не только для Красноярска.
– А если в городе не очень много чистого воздуха, то как можно себя обезопасить? Какие меры профилактики возможны?
– Мы говорим всегда, что есть первичная и вторичная профилактика. Что касается первичной профилактики, мы, конечно, можем здесь дать много рекомендаций, но, если не заниматься борьбой за чистый воздух, все, что я скажу дальше, поверьте мне, не будет иметь такого большого эффекта, на который мы могли бы рассчитывать. Химическое воздействие на слизистую носа и верхние отделы дыхательных путей приводит к повреждению биологических структур, которые защищают от проникновения в организм в том числе и химических соединений. Как повысить этот защитный барьер? Мы рекомендуем обычно принимать пищевые добавки, к которым относятся витамины А, Е, повышающие антиоксидантную защиту слизистых от такого воздействия. Иногда советуем препараты, в основе которых лежит ацетилцистеин. Они позволяют осуществлять очистку дыхательных путей. У людей, живущих в такой атмосфере, часто встречается персистенция (способность к длительному выживанию) определенных вирусов, герпетической группы, к примеру.
– Значительное количество людей добавляет к неблагоприятным факторам еще и курение. Почему людям так сложно избавиться от этой зависимости?
– Причин несколько. У человека возникает настоящая наркозависимость. Те, кто «балуется», – это еще пока первая степень зависимости, им еще реально можно помочь. Особенно такая помощь важна для населенных пунктов с не очень хорошей экологией, как в Красноярске, например, где табак является крайне усугубляющим фактором. Но этим должны заниматься профессионалы. Насколько я знаю, есть специальный кабинет на базе Красноярской краевой клинической больницы, открытый профессором КГМУ, а также центры здоровья. У вас, как мне сообщили коллеги, достаточно высокий процент курящих: в среднем около 50 процентов мужчин и 36–38 процентов женщин. Я, кстати, и сам курил студентом и потом несколько лет после окончания вуза. Но вот как стал профессором, курить перестал.
– Так, может, людям стоит просто повышать свой профессиональный уровень?
– Да, это хорошая возможность. Я понял, что курение ограничивает возможности и не дает развиваться.
Закон против табака
– Все законодательные меры об ограничении курения, которые уже действуют и которые только еще собираются принять, насколько эффективны?
– Что касается законов, не могу прокомментировать, так как не являюсь специалистом. Но мне очень нравится то, что государство подписало Конвенцию по борьбе с табакокурением, мы встроились в мировое сообщество и поддержали инициативу ООН. Нравится, что эту тему поднимают в СМИ, об этом говорят политические лидеры. Но есть определенная диспропорция: конкретные знания для человека о том, почему вреден табак, отстают от запретительных инициатив. И если она будет сохраняться, то ничего хорошего не получится. Спросите, к примеру, как табачный дым действует на органы дыхания? На функцию мозга, на эндокринную систему? На кожу? Пускай человек попытается ответить на эти вопросы, и вы увидите, что он ничего абсолютно не знает. Не знает о степени этого вреда. Вот у меня есть такой опыт. Работает у нас в Подмосковье продвинутое предприятие, где трудятся молодые люди после окончания престижных столичных вузов. В рамках проведения исследований мы приехали туда с передвижной лабораторией. В течение дня сотрудники постоянно прерываются, чтобы покурить. Мы дали им вопросники, чтобы они оценили свое здоровье. И вот что они ответили? Их беспокоит боль в пояснице, шее, симптом «сухого глаза», возникающий при длительной работе с компьютером, и настроение – депрессии и тревога, которые нарастают к концу рабочей недели. Но это ощущения обычного человека, которые отличаются от восприятия специалиста. После обследования работы сосудов, определения уровня давления, содержания угарного газа, диоксида азота (маркер аллергических заболеваний), сахара в крови, холестерина мы отчетливо увидели, что проблемы-то лежат совсем в другой плоскости. Я прокомментировал эти исследования. К примеру, высокое содержание угарного газа. Что такое угарный газ в структуре эритроцита? Это газ, который вытесняет кислород. Как следствие мозг, сердце, кожа постоянно находятся в состоянии кислородного голодания: транспортная система просто не работает. Сотрудники поняли, что их депрессия к концу недели связана с тем, что они просто-напросто себя травят. Причем не только курящие. Вот, к примеру, в помещении находятся четыре человека, и один из них курит. При замерах содержания угарного газа оказывается, что у всех четверых обнаруживается угарный газ, и у кого-то даже больше, чем у остальных.
На исследуемом нами предприятии курили 45 процентов коллектива. Через полтора года, когда мы приехали, я был просто удивлен тому, что табакокурение сократилось до… пяти процентов (это были уже наркозависимые). Меня поразило, что беседа, которую я вел меньше часа, имела такой эффект по отказу от табака.
– Сейчас неоднократно говорят о настоящей эпидемии аллергии. Как вы оцениваете ее масштабы? Можно ли ее остановить?
– Да, аллергия растет и, увы, будет расти. Это связано и с экологией, и с генетикой человека. Если родители больны аллергией, то их ребенок в 75 процентах случаев будет страдать аллергией, если только женщина больна, то риск заболеть – 50 процентов, а если отец – 25 процентов.
– В заключение – вопрос, не связанный со здоровьем. Вы достаточно много общаетесь с зарубежными коллегами. Изменилось ли их отношение к вам в связи с санкциями и общей непростой политической ситуацией?
– Вы знаете, нет. На наши взаимоотношения это не повлияло: они выстраивались в течение многих лет. Более того, осенью планируется проведение конгресса Европейского респираторного общества, и сами европейцы попросили о том, чтобы в программу был включен «русский» день.
ДОСЬЕ
Александр Григорьевич ЧУЧАЛИН
Родился 5 января 1940 года.
В 1957 году поступил во 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, параллельно с учебой работал медбратом.
С 1967 по 1975 год – ассистент и доцент кафедры внутренних болезней. В 34 года защитил докторскую диссертацию, вскоре получил звание профессора и возглавил кафедру госпитальной терапии 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова.
В 1982 году избран членом-корреспондентом, а в 1987-м – академиком АМН СССР (ныне РАМН). С его именем связано признание отечественной пульмонологии как самостоятельной медицинской отрасли.
В 1990 году создал Научно-исследовательский институт пульмонологии. Является научным руководителем и президентом Общероссийского национального конгресса «Человек и лекарство», принимает активное участие в разработке и внедрении в лечебную практику новых отечественных антиастматических лекарственных препаратов. Является экспертом ВОЗ.
В 2006 году под его руководством была проведена первая в России успешная двухсторонняя трансплантация легких.
Трижды лауреат Государственной премии Правительства РФ.
В 2006 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством».
ВАЖНО ЗНАТЬ
Легкое расставание с ядом
Как правило, в первые дни нового года хочется немедленно что-то изменить к лучшему. Варианты могут быть самые разные. Возможно, работу. Или внешность. Или место проживания. Но улучшить состояние своего здоровья хотели бы без исключения все. Многим могут оказать помощь в специализированном кабинете Красноярской краевой клинической больницы: там ждут тех, кто твердо решил выкурить последнюю сигарету.
Лишь небольшая часть курильщиков со стажем может самостоятельно отказаться от постепенно убивающей привычки. Многие покупают антиникотиновые пластыри, сигареты-обманки, прочитывают тома специализированной литературы. И не могут добиться результата годами. Прекрасно осознавая, что курение способствует формированию бляшек в сосудах, а значит, может привести к гипертонии и инсульту. Дым и смолы повреждают легкие и легко насыщаемую кислородом ткань органа, которая вытесняется соединительной – рубцовой, что является причиной одышки. Не говоря уже о том, что курение является серьезным канцерогенным фактором. Многие женщины шокируют окружающих сочетанием округлившейся фигуры и сигареты в руке. А ведь во время беременности такая привычка приводит к гипоксии плода: ребенок недополучает кислорода и питательных веществ из организма матери, что нередко приводит к развитию аномалии внутренних органов. Почему же бросить пачку сигарет в мусорное ведро, где ей самое место, так невероятно сложно?
– По данным анкет пациентов, большая часть причин привязанности связана с возможностью снять психоэмоциональное напряжение, а на втором месте – элементарная привычка, – поясняет врач специализированного кабинета Татьяна Сумцова. – Курение способствует выработке гормона удовольствия. Препарат, который мы назначаем, блокирует выработку этого гормона. Человек может взять в руки сигарету, но прежних ощущений испытывать уже не будет. Эффективность препарата не зависит от стажа курильщика. Основной фактор – это мотивация человека.
Кабинет открылся в августе 2013 года. За это время было принято около тысячи человек. Речь идет не только о медикаментозном лечении, но и о консультации по внедрению нового, здорового образа жизни. Специалисты поддерживают связи со своими пациентами, и, по данным одного из недавних исследований, можно сказать, что 41 процент из обратившихся бросили курить, остальные 59 процентов отметили, что стали дымить в два раза меньше.
Пациенты, которые проходят лечение в КККБ № 1, получают препарат бесплатно. Курильщики, которые посещают кабинет по направлению поликлиники, покупают лекарство в аптеке.