«Остановка в развитии дороже, чем деньги взаймы»

«Остановка в развитии дороже, чем деньги взаймы»

Согласно ритму, который диктует рабочий график премьер-министра правительства Красноярского края, беседа началась без долгих предисловий. Читателей вступлениями тоже неволить не будем. Тем более что имя Виктора ТОМЕНКО известно всякому, кто хоть как-то вовлечен в общественную жизнь.

Наша первая встреча состоялась на ТИМ «Бирюса». Во время беседы с журналистами вы прочитали 20-минутную поэму Пушкина, чем произвели впечатление на всех. А есть такая пушкинская строчка: «И с каждой осенью я расцветаю вновь!..»

– «Здоровью моему полезен русский холод! К привычкам бытия вновь чувствую любовь…» (Цитирует строфу до конца.)

Так и знал, что подхватите! Разделяете нынешней осенью пушкинский оптимизм?

– Не сказать чтобы я как-то особенно эмоционально относился к какому-то времени года. Но осень, действительно, пора, когда мы завершаем работу, что вели в течение года. Это подготовка бюджета, начало учебного года, старт отопительного сезона. Уборочная идет – погода преподнесла достаточно неприятных сюрпризов, и как край справился с ними, становится понятно сейчас.

Перетягивание одеяла

Но самая горячая тема – бюджет, внесенный в Законодательное собрание. Он уже начинает обрастать первыми комментариями. Но прежде, чем мы к ним перейдем: сами вы бюджетом довольны?

– Я удовлетворен подготовительной работой. Бюджетный процесс – множество сложнейших этапов, мы идем четко по графику. Что касается цифр и того, что за ними стоит: параметры бюджета таковы, что смогут обеспечить необходимый минимум. Во всех ключевых отраслях социальной сферы сохранены не только текущие значимые расходы, но и капитальные, плюс предусмотрены средства на развитие. Конечно, остались задачи, которые еще хотелось бы решить. На все денег не хватает. Но если сравнить бюджет-2014 с нынешним и с бюджетами других субъектов, мы выглядим неплохо: в следующем году край сможет потратить 171 млрд рублей, из них собственные средства региона – 156 млрд. Это огромные деньги.

– А если сравнивать с Федерацией? Бюджет страны вышел настолько напряженным, что в Москве приняли ряд жестких мер, например «заморозить» тарифы естественных монополий. И несмотря на это, Счетная палата осталась не удовлетворена качеством подготовки бюджета. То есть компромисс в Москве будет достигаться непросто.

Компромисс всегда непрост. На предварительных совещаниях и у нас возникали горячие дискуссии. Особенно когда кто-то предлагает с одной статьи деньги снять, на другую перебросить, а другие говорят – нет, с этой нельзя, давайте с другой. Это трудный поиск баланса. Но важно всем ориентироваться на общую цель. Не заниматься отраслевым лоббизмом, не ставить интересы одних отраслей выше интересов других, а постараться вместе найти решения, которые будут способствовать гармоничному развитию территории и эффективному использованию ресурсов. Я убежден, сейчас в рамках рассмотрения бюджета на комитетах ЗС дискуссии продолжатся в полной мере.

– Это понятно: всегда хочется всем и много, а много никогда нет, эти конфликты с перетягиванием одеяла стары как мир. Но есть ведь и вполне объективные вещи.

– Например?

– В последние годы при принятии бюджета мы наращиваем госдолг. И всякий раз министр финансов говорит: «Мы понимаем, что эти деньги к нам вернутся налогами». Долг тем не менее год от года растет. Когда же деньги вернутся? Люди смотрят на богатую Америку: у них складывается формула – наращивание госдолга ведет к дефолту. Что такое дефолт, людям, пережившим 1998-й год, объяснять не надо.

– Давайте эмоции отложим и цифры посмотрим.

– Давайте. (Склоняемся над бумагами.)

Сколько можно занять?

– Политика в отношении займов у нас очень ответственная и осторожная. Расходов запланировано не больше и не меньше того, что край себе может позволить – размеры дефицита и госдолга находятся в пределах, установленных бюджетным кодексом.

Итак. На начало 2013 года долг края – 28 млрд. Собираемся занять еще 18 млрд, и тогда будет 46 млрд. Запланированные доходы, которые были предусмотрены в этом году от налогоплательщиков, в полном объеме, к сожалению, не поступят, необходимо найти еще 10 млрд рублей, чтобы профинансировать все расходы 2013 года. Это произошло из-за того, что цены на медь, никель и алюминий стоят низкие, по золоту не совсем то, что было в плане. Кроме того, на уровне Федерации были приняты решения, которые несколько изменили систему межбюджетных отношений…

Что это значит?

– Экономика края развивается, а налоги уходят с территории в Федерацию и другие регионы. В течение нескольких месяцев мы вели работу с правительством страны, подтверждали расчетами сложившиеся обстоятельства и доказывали необходимость оказания краю поддержки, чтобы у региона была возможность «закрыть» эти 10 млрд. Итогом стала встреча губернатора с федеральным министром финансов Антоном Силуановым – достигнута принципиальная договоренность о бюджетном кредите. Сейчас оформляем документы на его получение. Значит, долг края на 1 января 2014 года станет равным 56 млрд.

Это еще ничего. Но на три года цифры более внушительные…

– Дальше: к 2015 году мы предусматриваем заимствования в 20 млрд рублей и выходим на 76 млрд. К 1 января 2016-го занимаем 20 млрд, к началу 2017-го – еще 14 млрд и получаем госдолг в размере 110 млрд. Хотя бюджетный кодекс позволяет занять и больше – вплоть до 100 % собственных доходов бюджета, то есть 160 млрд. Но мы этого делать не будем.

– Вопрос в том, как и эти 110 млрд потом отдавать? Вас самого цифра не пугает?

– Конечно, такой подход не может быть долгосрочной стратегией, но на период, пока в мире отмечается экономический спад, а наши крупные инвестиционные проекты находятся на стадии реализации, такая политика вполне обоснованна. В России есть области, которые уже достигли стопроцентного порога госдолга, есть даже такие, кто его перешагнул. Многие регионы в той же ситуации, что и мы: с госдолгом плюс-минус 50 % от годового дохода. Это реалии сегодняшнего дня: и новые межбюджетные отношения, и цены, и, не в последнюю очередь, конкуренция между территориями, в которой край не должен проиграть. Если мы хотим развиваться, без такого инструмента, как заимствования, не обойтись.

В 2017 году – 110-миллиардный долг. Что дальше?

– В 2017-м году доходы края будут примерно 170–180 млрд. Долг в этом случае составит около 60 % от доходов – на этом уровне, думаю, нужно остановиться. Оценить, достаточно ли активно развиваются инвестиционные проекты, как дела у основных налогоплательщиков, насколько стабильна налоговая база, созданная в последнее время. (К этому моменту мы, если будем следовать планам, уже много чего построим и создадим, и еще нужно будет приложить немало усилий для организации качественной и эффективной эксплуатации этих объектов.) Словом, потребуется оценить, сохраняется ли у нас запас прочности, растут ли доходы, приносят ли эффект инвестиции и не опасно ли занимать дальше. Если выяснится, что риск имеется, – можем сказать себе: все, стоп! Дальше живем на то, что есть.

Но и в этом случае долг придется отдавать.

– Конечно. Доходы бюджета края растут, когда растет налоговая база. А расти она может только тогда, когда на территории реализуются инвестиционные проекты. Роль государства – поддержать их, стимулировать экономическую активность. Ну и следить за тем, чтобы проекты не приносили зла территории, иначе в погоне за деньгами можно поступиться вопросами экологии, еще чем-то жизненно важным – этого мы допустить не можем. Это первое.

Второе. Структура расходов бюджета такова: тех денег, что мы сегодня зарабатываем, нам вполне хватает, чтобы обеспечить все текущие расходы. Мы можем ничего не занимать и спокойно жить на то, что имеем, понемногу возвращая долги. Но тогда не будем создавать новые объекты, которые улучшают качество жизни и развивают экономику. Да, расходы превышают доходы. Но эта разница, которую мы занимаем, – деньги как раз на развитие, сумма инвестиций в будущее, в привлекательность территории, в те объекты, которые уже сегодня нужны людям, они не могут ждать, когда у края появятся деньги на их строительство. Результатом этой политики будет, в том числе, рост налоговых поступлений в бюджет.

Еще раз подчеркну – даже если доходы бюджета останутся на том уровне, что сейчас, нам их хватит и на все текущие расходы, и на обслуживание госдолга.

– Откуда уверенность, что все сработает?

– Уверенность основана на объективной оценке ресурсного и промышленного потенциала края. Задача власти – помочь раскрыть этот потенциал. Да, сегодня регион живет не в лучших экономических условиях, тем не менее в будущем году собственных доходов края будет почти на 16 млрд больше. Так что у нас есть основание смотреть в будущее с оптимизмом. Готовится проект Ангаро-Енисейского кластера, предусматривающий создание и развитие горнорудных, металлургических, энергетических и лесоперерабатывающих комплексов на территории Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Саянского районов края, а также необходимой инфраструктуры. Реализуются планы по освоению нефтегазовых месторождений на юге Эвенкии, будет построен магистральный нефтепровод Куюмба – Тайшет, есть ряд крупных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры – реконструкция участка Междуреченск – Тайшет и строительство дороги Курагино – Кызыл, завершается строительство первого пускового комплекса Богучанского алюминиевого завода, готовится к масштабной модернизации красноярский аэропорт. Кроме того, практически во всех отраслях экономики – от сельского хозяйства до строительного комплекса – множество небольших производственных проектов, которые повышают устойчивость и конкурентоспособность этих секторов. Инвесторы сохраняют большой интерес к краю и готовы участвовать в его развитии.

Автограф Путина

Имеет ли смысл что-то форсировать? Сколько разговоров было о Ванкоре. И что в итоге? Ванкор финансирует федеральный бюджет, а не наш. Где гарантия, что с остальными проектами не произойдет того же?

– Во-первых, давайте к цифрам – цифры всегда важны. Говорят, «Ванкорнефть» так и не дала нам дохода. Давайте посчитаем, смотрите: в 2010-м году «Ванкор» нам приносит 20 млрд, в 2011-м – 15 млрд, в 2012-м – 12 млрд, в нынешнем выйдет около 8 млрд. Итого – 55 млрд. Не считая выгод вроде занятости и размещаемых «Ванкорнефтью» заказов на краевых предприятиях. Согласитесь, это деньги, которые нельзя не замечать!

Нельзя также не замечать, что год от года их все меньше.

– Мы не получаем от нефти столько, сколько планировали? К сожалению, это так. Что происходит с нашими нефтяниками? Они реализуют крупные международные проекты, набрали кредитов, рассчитываются, прибыли стало меньше, вслед за этим – и налогов. Но это временно, на период развития. Придет время, и результаты этого развития вернутся в бюджет дополнительными доходами. Сомнений нет.

– А завтра Федерация повысит пошлины на нефть – прибыль изымется в пользу Москвы, налогов краю достанется еще меньше.

– Да, так может быть. И этот вопрос для нас принципиальный, поэтому мы над ним с Москвой работаем.

– «Мы работаем с Москвой» – не слишком убедительная риторика. Мы же понимаем, будет так, как решит она. Вспомните хотя бы сентябрьский разговор с главой государства о финансировании Ангаро-Енисейского кластера. Мы просили 72 млрд из Фонда национального благосостояния – на возвратной, подчеркиваю, основе. Но Путин ответил: нет, ищите другие источники. Разве это не свидетельство прохладного отношения к проектам края?

– Решать, конечно, будет Федерация. Но факт в том, что она нас слышит. Я, предвидя вопрос, приготовил несколько документов, – берите, изучите потом. Сейчас обратите внимание только на пару страниц. (Выбирает из пачки бумаг одну – с размашистой резолюцией.) Смотрите: это резолюция Путина на документе об Ангаро-Енисейском кластере. Его рукой написано в адрес правительства РФ: «Прошу рассмотреть и доложить ваши предложения об источниках финансирования». Правительство предложило пять вариантов. Мы выбрали один и 4 октября направили свое мнение. Так что не было «нет». Условно говоря, президент сказал: так, мужики, проект хороший, будем поддерживать, только на Фонд благосостояния у нас свои планы, поэтому давайте поищем другие источники. Последняя бумага, которая у нас на руках, – поручение вице-премьера Аркадия Дворковича финблоку правительства. Вот, читайте.

«До 10 декабря завершить подготовку согласованного варианта финансирования инвестиционного проекта». То есть в декабре будет ясность, кто по какой схеме и какие деньги дает, правильно?

– Правильно. Что еще? Мы работаем с Москвой не только по реализации конкретных проектов, но и в части изменения межбюджетных отношений. Мы уже не раз говорили о том, что в 2010 году с территории края было собрано 300 млрд налогов, в 2012-м – уже 530 млрд налогов, а собственные доходы региона какими были в 2010-м, такими практически и остались. Это не очень справедливо. На сентябрьской встрече губернатора с президентом Лев Владимирович погрузил главу государства в эти проблемы, рассказал о том, что введение института консолидированных групп налогоплательщиков привело к уходу налогов с нашей территории. В результате президент поручил Минфину РФ разобраться и доложить, почему доходы «вымываются» из региона, дать предложения по урегулированию ситуации.

А вот еще претензия, которая звучит в краевом парламенте – как раз о тех 10 млрд : если образовалась такая крупная «дыра», значит, плохо спланировали!

– Во-первых, насчет размера «дыры»: что такое 9,5 млрд отклонения по отношению к 181 млрд расходов бюджета в этом году? Не так все масштабно и страшно, если смотришь на ситуацию без эмоций. Во-вторых, даже наши крупные налогоплательщики, которые работают на рынке профессионально, рассчитывали свои бюджеты исходя из тех же сценариев, что и мы. Никто не предполагал, что цены на металлы упадут настолько. И конечно, свою роль сыграли федеральные решения, что привело к уменьшению налоговых доходов края. Плюс «дорожные карты» по выполнению указов президента, которые возникли в Москве уже после принятия региональных бюджетов. Это объективные вещи.

Кстати, «дорожные карты» по так называемым майским указам многим кажутся неподъемными…

– Это государственная политика, заявленная главой страны. Мы будем ее реализовывать. Деньги – вопрос вторичный. Президент сказал: понимаю, это сложно, но если я буду ставить низкую планку и требовать стандартных решений, то больших задач нам не решить. И он прав.

Кто тут лишний?

– В пылу бюджетных прений прозвучала фраза: «Если не сократите расходы на госаппарат – бюджет принимать не будем!» Реформа исполнительной власти началась еще при А. Хлопонине, и цель была святая: оптимизировать госаппарат. Так почему же он не сокращается, а растет?

– Я сейчас не готов обсуждать, что было 8 лет назад, но знаю, что за те несколько лет, которые я работаю в правительстве, расходы на госаппарат остаются в одних и тех же пределах, может быть, с поправкой на инфляцию. При принятии решений о дополнительной численности мы подходим к вопросу ответственно, взвешиваем все «за» и «против». В большинстве случаев эта тема возникает, когда из Федерации краю передаются полномочия – их кто-то должен исполнять. Это объективный процесс. Если есть конкретные предложения, скажите, кто лишний? Кого сократить? Готовы это сделать. Но если будем сокращать, то должны обязательно оценить соотношение эффекта от сокращения и последствий – не будет ли снижаться качество оказания услуг населению, качество госуправления, подготовки документов и так далее.

– Звучит как шантаж.

– Это та фраза, которую вы озвучили, звучит как шантаж. Я против оголтелых решений. Согласен, вопросом нужно заниматься. Не потому, что кто-то его сейчас поставил как ультиматум, а в регулярном режиме. Мы можем сейчас все тут «уработаться» и сильно сократить госаппарат, только надо понимать: ощутимого результата в финансовом смысле не будет. Мне кажется, речь должна идти о другом: надо работать над эффективностью, оптимизацией органов власти, повышением дисциплины. И мы над этим работаем. И это направление деятельности как раз смогут объективно оценить жители края.

Закроем тему кадровой политики, но прежде прокомментируйте еще одну фразу, которая прозвучала при утверждении Владимира Бахаря: «Каждый следующий министр финансов хуже предыдущего». В самом деле, это уже – заместитель заместителя заместителя…

– Мы все когда-то были замами кого-то. И что? Это абсолютно нормально. Люди растут, учатся, развиваются. Комментарии эти – они к чему?! Мне стыдно за того, кто так сказал. Воспринимаю это как неудачную шутку.

В отношении региональных министров финансов существует определенная процедура согласования в федеральном Минфине. Владимир Викторович Бахарь все эти фильтры успешно прошел. И весной, когда мы внесли его кандидатуру в ЗС, депутаты проголосовали за него единогласно. И сейчас Бахарь с полной отдачей работает с депутатами над новым бюджетом. А преемственность – это один из важнейших принципов нашей кадровой политики. Государственная служба – вещь специфическая. По уровню доходов зарплата чиновника сегодня неконкурентоспособна…

– Ну, смотря с чем сравнивать…

– Я скажу, с чем сравнивать. Средняя зарплата у трех тысяч сотрудников «Ванкорнефти» – 110 тыс. рублей. А у нас у министров такая зарплата. То есть иди работать в нефтяную отрасль – будешь получать больше.

– И вот тут у людей начинают возникать домыслы: ага, зарплата маленькая, значит, будут искать дополнительные схемы, «мутить», вот она, коррупция… А какие стимулы, по-вашему, находят министры края? Что заставляет здесь работать вас, раньше работавшего на «Норникеле»?

– С коррупцией мы боремся вместе с правоохранительными органами, обществом и СМИ. И нельзя вот так огульно обвинять всех чиновников во всех смертных грехах.

Все министры, руководители ведомств и учреждений разные, у каждого из них свои причины и обстоятельства. Кто-то всю жизнь шел по ступеням госслужбы и просто не видит себя в другой среде. Кто-то много времени посвятил определенной теме и понимает, что он – профессионал, который многое может дать отрасли. У кого-то – моральные обязательства перед руководством и коллективом. У кого-то – желание быть на виду.

Что касается меня… Я искренне считаю, что эта работа очень почетна и ответственна. Три миллиона человек надеются на возглавляемую губернатором команду, доверяют нам. Благополучие огромного количества людей зависит от стратегических решений руководства края и верности тактических действий правительства. Это самый серьезный стимул. Я сделал хорошую карьеру на крупнейшем промышленном предприятии, и мой уход на государственную службу многим, наверное, непонятен. Возможно, это прозвучит излишне эмоционально, но страна в нас вложила многое – в надежде на то, что наступит время, когда и ты должен Родине послужить.

– На фоне постоянно курсирующих слухов о выборах-2015, о якобы готовящихся к рывку «темных лошадках» губернатор дал пресс-конференцию и расставил точки над «i». В связи с этим – какие планы на ближайшие годы у вас? Остаетесь в крае или рассматриваете предложения из Москвы?

– Остаюсь ли я в крае? Я в крае живу с рождения, и вопрос, надолго ли, вообще не стоит. Здесь у меня семья, друзья, работа. Мне доверили серьезнейший пласт работы в одном из самых мощных регионов страны, и я взял обязательство ее выполнять.

А предложения… Предложения, конечно, есть. И в Москве, и в крае. Но… Жизнь динамично меняется, в крае много работы, много нерешенных задач. Пока я чувствую в себе силы и возможность ими заниматься. Так что никуда не собираюсь.

– Но вот цитата из вашего же интервью 10-летней давности: «Человек так устроен, что, достигая очередной планки, подумывает о том, как развиваться дальше». Подумываете?

– Развиваться можно и находясь в одной и той же должности. Быть, например, главой России начала 90-х годов или образца 2000-х – два разных состояния. Красноярский край развивается, и нам интересно развиваться вместе с ним. Если край станет сильнее и богаче, если жизнь его жителей станет лучше, будет удовлетворение от проделанной работы. Я считаю, нельзя находиться постоянно в режиме поиска новой работы. Бывают, конечно, в жизни переломные моменты, когда нужно для себя решить: что дальше? А уж если решил, остепенись и работай с полной отдачей. Не понимаю тех, кто бегает с места на место.

– Виктор Петрович, это ж не так просто: постоянно находиться в напряжении? Вот я сейчас вроде не самыми приятными вопросами вас бомбардирую, а вы находите возможность улыбаться. Чем вы питаете ваш оптимизм?

– (Смеется.) Всегда есть много поводов и для того, чтобы улыбнуться, и для того, чтобы задуматься. Я давно работаю руководителем и понимаю, что тот настрой, который ты несешь в себе, влияет на огромное количество людей – подчиненных или тех, кто ждет от тебя помощи. Это важно понимать, если занимаешься серьезными вещами. У меня сложился определенный взгляд на жизнь: я считаю, что стакан всегда наполовину полон, а не наполовину пуст.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности