От «Черепашек-ниндзя» к мировой известности

От «Черепашек-ниндзя» к мировой известности

Сергей РЕДЬКИН считает себя представителем красноярской музыкальной школы. Он родился и получил начальное образование в нашем крае. А сегодня этого молодого пианиста знают во всем мире. Его талант получил признание на многих международных музыкальных конкурсах. Сергей активно гастролирует в странах Европы и Азии, выступает на крупнейших площадках Санкт-Петербурга и Москвы. Не забывает и родной Красноярск.

Сергей Редькин стал приглашенным гостем открытия XV зимнего Суриковского фестиваля, который завершится в Красноярске 24 января. Мы встретились с музыкантом и поговорили о любви к музыке и своей малой родине.

– Сергей, семья у вас немузыкальная: мама – воспитатель детского сада, папа – дальнобойщик. А как вы пришли в музыку?

У меня бабушка все время что-то поет. Я полагаю, у нее абсолютный слух, но мы не можем это проверить, потому что она напевает себе под нос в одной тональности (улыбается). И мама моя три года занималась в музыкальной школе Красноярска. Бросила, но пианино дома осталось. Она умела играть две вещи: «Ламбаду» и «Сурок» Бетховена.

В какой-то момент родители решили продать пианино, вокруг инструмента началось движение: приходили люди, интересовались, спрашивали.

Мне было пять лет, и я поинтересовался: «Что это за ящик?» Мама показала мне простые вещи и самоучитель, в котором рассказано, как ноты соответствуют клавишам. И я с листа начал играть одним пальцем. Мне это ужасно нравилось. Тогда мама спросила: «Хочешь учиться? Я отдам тебя в музыкальную школу». Одним из условий, которые я выдвинул при поступлении в музыкальную школу, было желание научиться играть мелодию из мультфильма «Черепашки-ниндзя».

Сначала меня устроили в школу, которая находилась рядом с нашим домом на правом берегу Красноярска. Но через несколько дней мамина подруга порекомендовала нам замечательного педагога Галину Михайловну Богуславскую из детской музыкальной школы № 1. Я пошел к ней прослушиваться, попал в ее класс и проучился у этого замечательного преподавателя семь лет.

– Как открывался перед вами мир звуков?

С трудом. Вокруг меня классическая музыка не звучала, только попса 1990-х годов. Галина Михайловна терпеливо водила меня в зал филармонии. Не скажу, что с первых концертов был потрясен величием музыки Чайковского или Рахманинова.

Это был путь. Педагог учила меня слушать и подкидывала записи. Этот процесс продолжался даже тогда, когда я уехал в Санкт-Петербург учиться в десятилетку. Она по почте присылала собственноручно сделанные подборки. Занималась моим образованием, ведь я пришел к ней как чистый лист.

– Есть произведения, которые полюбились с детства?

Например, Первая арабеска Дебюсси. Мне было 10 лет, когда Галина Михайловна дала мне разучивать это произведение. До этого ничего из Дебюсси я не слышал. Для меня это был шок: насколько красиво можно писать для рояля! А чуть позже я познакомился с музыкой Прокофьева. Это было настолько не похоже на все, что я играл до сих пор. Прокофьев и сегодня остается центральным композитором в моем репертуаре.

– В музыке отражается национальный менталитет. Русские композиторы вам больше по душе?

Мне понятно, о чем эта музыка, это все родное. Рахманинов, Прокофьев, Шостакович – наш культурный код.

– Существует ли красноярская музыкальная школа? Вы считаете себя ее представителем?

Даже внутри российской школы существует множество взаимоисключающих тенденций. Но красноярская музыкальная школа действительно существует, поскольку есть пианисты, музыканты, которые представляют Красноярский край на мировой сцене. Когда я учился в Красноярске, у нас была активная творческая среда. Молодые ребята показывали серьезный уровень. Они разъехались. Кто в Москву или Санкт-Петербург, а кто в Лондон.

В Красноярске музыкальное образование традиционно сильное. И когда я приехал в Санкт-Петербург, играл на одном уровне со столичными учениками.

– Сложно пробиться мальчишке из глубинки и стать мировой знаменитостью?

Мне это было просто. Ни я, ни мои родители не ставили перед собой цель сделать из меня концертирующего пианиста. Все крупные перемены, которые происходили в моей жизни, были случайны и очень естественны. Мне не приходилось что-то форсировать, просить.

Если я кому-то не нравился, просто продолжал работать. А если люди хотели мне помочь, я им за это благодарен. Когда человек ставит перед собой цель сделать карьеру музыканта, кроме удачи, здесь ничего не поможет. Это печально, но так. Я говорю за пианистов, потому что это самая шаткая из всех профессий в музыке. Мы не можем сесть в оркестр, большинство пианистов становятся преподавателями.

Главный фокус – полюбить музыку. Когда ты живешь этим, испытываешь удовольствие, играя на рояле и слушая музыку, ты счастлив. Тогда у тебя все получается.

– То есть звездная болезнь вам чужда?

 У каждого звездная болезнь проявляется по-разному. В моем случае в виде лени или чрезмерной самоуверенности. Когда выиграл свои первые конкурсы, я перестал заниматься. И уровень начал падать. Нужно помнить, что труд никто не отменял.

– Работа пианиста – это сплошной труд. Я так понимаю, детства у вас не было, только занятия на инструменте?

Я доволен своим детством. У меня были любимые игрушки, они до сих пор лежат у бабушки, которая живет в Красноярске и категорически не хочет никуда переезжать. Подвижные игры я не любил, хотя гонял с мальчишками мяч. Я обожал «Лего» и настольную игру «Менеджер».

– У вас большая коллекция настольных игр. Это увлечение родом из детства?

Самое главное увлечение моей жизни – это, конечно, музыка. Я импровизирую, пытаюсь сочинять. Но увлекаюсь и настольными играми. У меня с детства их было много. А сейчас в коллекции 100 коробок. Мы иногда собираемся с друзьями, чтобы поиграть. Но в последнее время это сложно сделать – все разъехались. Большинство игр у меня в Санкт-Петербурге, а я осел в Болгарии: у меня жена болгарка. Там у нас маленькая коллекция – только то, что нравится мне и жене. Мы играем вместе с ней. Перед отъездом на гастроли освоили новую игру «Семь чудес».

– Как часто возвращаетесь в Красноярск?

В последние годы – только когда есть концерты. До этого я приезжал в родной город в феврале 2019 года – играл с симфоническим оркестром Третий концерт Прокофьева. А пару раз прилетал просто отдохнуть, навестить бабушку.

Я люблю сюда возвращаться. Бабушка всегда очень ждет меня, не разрешает останавливаться в гостиницах. Только у нее. И готовит к моему приезду тазик пирожков. Она замечательно их стряпает – и с капустой, и с мясом, и с картошкой. У бабушки в Красноярске все вкусно!

Досье

Сергей РЕДЬКИН родился 27 октября 1991 года в Красноярске. Начал играть на фортепиано в пять лет. В шесть лет Сергей поступил в Музыкальный лицей Красноярска в класс Галины Богуславской, одновременно занимался импровизацией и композицией в классе Эдуарда Маркаича.

В 2004 году, после того как получил звание лауреата на конкурсе композиторов имени Гаврилина в Санкт-Петербурге, Сергей продолжил свое музыкальное образование в средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории в классе Ольги Курнавиной.

К этому времени относятся первые крупные победы на конкурсах молодых исполнителей – первая премия на конкурсе Рахманинова (Санкт-Петербург, 2005), Гран-при на конкурсе Шопена (Нарва, Эстония, 2006). Сергей играет свои первые сольные концерты в России и за рубежом – в том числе в Германии, Швейцарии, Польше.

Параллельно Сергей активно занимается композицией в классе профессора Александра Мнацаканяна, одного из последних учеников великого Шостаковича. Среди школьных сочинений – струнный квартет, трио для духовых инструментов, камерная музыка, множество фортепианных сочинений. Сюита для виолончели и фортепиано принесла Сергею первую премию на конкурсе композиторов в Санкт-Петербурге в 2007 году.

В 2008 году Сергею была присуждена премия маэстро Темирканова как одному из лучших выпускников петербургской десятилетки.

В 2009 году Сергей успешно сдает вступительные экзамены и становится студентом профессора Александра Сандлера в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.

В течение 2011 года при поддержке Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Редькин стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия), где занимался с такими музыкантами, как Уильям Грант Наборе, Дмитрий Башкиров, Петер Франкл, Фу Цонг, и другими.

В 2012 году Сергей становится победителем III Международного конкурса имени Май Линд в Хельсинки, в 2013 году – победителем VI Международного конкурса имени Прокофьева в Санкт-Петербурге. В 2015 году Сергей Редькин становится обладателем третьей премии и бронзовой медали XV Международного конкурса имени Чайковского в Москве.

Фото Олега Кузьмина

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи