Сергей РЕДЬКИН считает себя представителем красноярской музыкальной школы. Он родился и получил начальное образование в нашем крае. А сегодня этого молодого пианиста знают во всем мире. Его талант получил признание на многих международных музыкальных конкурсах. Сергей активно гастролирует в странах Европы и Азии, выступает на крупнейших площадках Санкт-Петербурга и Москвы. Не забывает и родной Красноярск.
Сергей Редькин стал приглашенным гостем открытия XV зимнего Суриковского фестиваля, который завершится в Красноярске 24 января. Мы встретились с музыкантом и поговорили о любви к музыке и своей малой родине.
– Сергей, семья у вас немузыкальная: мама – воспитатель детского сада, папа – дальнобойщик. А как вы пришли в музыку?
– У меня бабушка все время что-то поет. Я полагаю, у нее абсолютный слух, но мы не можем это проверить, потому что она напевает себе под нос в одной тональности (улыбается). И мама моя три года занималась в музыкальной школе Красноярска. Бросила, но пианино дома осталось. Она умела играть две вещи: «Ламбаду» и «Сурок» Бетховена.
В какой-то момент родители решили продать пианино, вокруг инструмента началось движение: приходили люди, интересовались, спрашивали.
Мне было пять лет, и я поинтересовался: «Что это за ящик?» Мама показала мне простые вещи и самоучитель, в котором рассказано, как ноты соответствуют клавишам. И я с листа начал играть одним пальцем. Мне это ужасно нравилось. Тогда мама спросила: «Хочешь учиться? Я отдам тебя в музыкальную школу». Одним из условий, которые я выдвинул при поступлении в музыкальную школу, было желание научиться играть мелодию из мультфильма «Черепашки-ниндзя».
Сначала меня устроили в школу, которая находилась рядом с нашим домом на правом берегу Красноярска. Но через несколько дней мамина подруга порекомендовала нам замечательного педагога Галину Михайловну Богуславскую из детской музыкальной школы № 1. Я пошел к ней прослушиваться, попал в ее класс и проучился у этого замечательного преподавателя семь лет.
– Как открывался перед вами мир звуков?
– С трудом. Вокруг меня классическая музыка не звучала, только попса 1990-х годов. Галина Михайловна терпеливо водила меня в зал филармонии. Не скажу, что с первых концертов был потрясен величием музыки Чайковского или Рахманинова.
Это был путь. Педагог учила меня слушать и подкидывала записи. Этот процесс продолжался даже тогда, когда я уехал в Санкт-Петербург учиться в десятилетку. Она по почте присылала собственноручно сделанные подборки. Занималась моим образованием, ведь я пришел к ней как чистый лист.
– Есть произведения, которые полюбились с детства?
– Например, Первая арабеска Дебюсси. Мне было 10 лет, когда Галина Михайловна дала мне разучивать это произведение. До этого ничего из Дебюсси я не слышал. Для меня это был шок: насколько красиво можно писать для рояля! А чуть позже я познакомился с музыкой Прокофьева. Это было настолько не похоже на все, что я играл до сих пор. Прокофьев и сегодня остается центральным композитором в моем репертуаре.
– В музыке отражается национальный менталитет. Русские композиторы вам больше по душе?
– Мне понятно, о чем эта музыка, это все родное. Рахманинов, Прокофьев, Шостакович – наш культурный код.
– Существует ли красноярская музыкальная школа? Вы считаете себя ее представителем?
– Даже внутри российской школы существует множество взаимоисключающих тенденций. Но красноярская музыкальная школа действительно существует, поскольку есть пианисты, музыканты, которые представляют Красноярский край на мировой сцене. Когда я учился в Красноярске, у нас была активная творческая среда. Молодые ребята показывали серьезный уровень. Они разъехались. Кто в Москву или Санкт-Петербург, а кто в Лондон.
В Красноярске музыкальное образование традиционно сильное. И когда я приехал в Санкт-Петербург, играл на одном уровне со столичными учениками.
– Сложно пробиться мальчишке из глубинки и стать мировой знаменитостью?
– Мне это было просто. Ни я, ни мои родители не ставили перед собой цель сделать из меня концертирующего пианиста. Все крупные перемены, которые происходили в моей жизни, были случайны и очень естественны. Мне не приходилось что-то форсировать, просить.
Если я кому-то не нравился, просто продолжал работать. А если люди хотели мне помочь, я им за это благодарен. Когда человек ставит перед собой цель сделать карьеру музыканта, кроме удачи, здесь ничего не поможет. Это печально, но так. Я говорю за пианистов, потому что это самая шаткая из всех профессий в музыке. Мы не можем сесть в оркестр, большинство пианистов становятся преподавателями.
Главный фокус – полюбить музыку. Когда ты живешь этим, испытываешь удовольствие, играя на рояле и слушая музыку, ты счастлив. Тогда у тебя все получается.
– То есть звездная болезнь вам чужда?
– У каждого звездная болезнь проявляется по-разному. В моем случае в виде лени или чрезмерной самоуверенности. Когда выиграл свои первые конкурсы, я перестал заниматься. И уровень начал падать. Нужно помнить, что труд никто не отменял.
– Работа пианиста – это сплошной труд. Я так понимаю, детства у вас не было, только занятия на инструменте?
– Я доволен своим детством. У меня были любимые игрушки, они до сих пор лежат у бабушки, которая живет в Красноярске и категорически не хочет никуда переезжать. Подвижные игры я не любил, хотя гонял с мальчишками мяч. Я обожал «Лего» и настольную игру «Менеджер».
– У вас большая коллекция настольных игр. Это увлечение родом из детства?
– Самое главное увлечение моей жизни – это, конечно, музыка. Я импровизирую, пытаюсь сочинять. Но увлекаюсь и настольными играми. У меня с детства их было много. А сейчас в коллекции 100 коробок. Мы иногда собираемся с друзьями, чтобы поиграть. Но в последнее время это сложно сделать – все разъехались. Большинство игр у меня в Санкт-Петербурге, а я осел в Болгарии: у меня жена болгарка. Там у нас маленькая коллекция – только то, что нравится мне и жене. Мы играем вместе с ней. Перед отъездом на гастроли освоили новую игру «Семь чудес».
– Как часто возвращаетесь в Красноярск?
– В последние годы – только когда есть концерты. До этого я приезжал в родной город в феврале 2019 года – играл с симфоническим оркестром Третий концерт Прокофьева. А пару раз прилетал просто отдохнуть, навестить бабушку.
Я люблю сюда возвращаться. Бабушка всегда очень ждет меня, не разрешает останавливаться в гостиницах. Только у нее. И готовит к моему приезду тазик пирожков. Она замечательно их стряпает – и с капустой, и с мясом, и с картошкой. У бабушки в Красноярске все вкусно!
Досье
Сергей РЕДЬКИН родился 27 октября 1991 года в Красноярске. Начал играть на фортепиано в пять лет. В шесть лет Сергей поступил в Музыкальный лицей Красноярска в класс Галины Богуславской, одновременно занимался импровизацией и композицией в классе Эдуарда Маркаича.
В 2004 году, после того как получил звание лауреата на конкурсе композиторов имени Гаврилина в Санкт-Петербурге, Сергей продолжил свое музыкальное образование в средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории в классе Ольги Курнавиной.
К этому времени относятся первые крупные победы на конкурсах молодых исполнителей – первая премия на конкурсе Рахманинова (Санкт-Петербург, 2005), Гран-при на конкурсе Шопена (Нарва, Эстония, 2006). Сергей играет свои первые сольные концерты в России и за рубежом – в том числе в Германии, Швейцарии, Польше.
Параллельно Сергей активно занимается композицией в классе профессора Александра Мнацаканяна, одного из последних учеников великого Шостаковича. Среди школьных сочинений – струнный квартет, трио для духовых инструментов, камерная музыка, множество фортепианных сочинений. Сюита для виолончели и фортепиано принесла Сергею первую премию на конкурсе композиторов в Санкт-Петербурге в 2007 году.
В 2008 году Сергею была присуждена премия маэстро Темирканова как одному из лучших выпускников петербургской десятилетки.
В 2009 году Сергей успешно сдает вступительные экзамены и становится студентом профессора Александра Сандлера в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.
В течение 2011 года при поддержке Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Редькин стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия), где занимался с такими музыкантами, как Уильям Грант Наборе, Дмитрий Башкиров, Петер Франкл, Фу Цонг, и другими.
В 2012 году Сергей становится победителем III Международного конкурса имени Май Линд в Хельсинки, в 2013 году – победителем VI Международного конкурса имени Прокофьева в Санкт-Петербурге. В 2015 году Сергей Редькин становится обладателем третьей премии и бронзовой медали XV Международного конкурса имени Чайковского в Москве.
Фото Олега Кузьмина