9 декабря в нашей стране отметили День Героев Отечества – праздник, посвященный кавалерам орденов Святого Георгия Победоносца и ордена Славы, Героям Советского Союза и Российской Федерации. Памятная дата призвана не только воздать честь обладателям высших государственных наград и званий, но и выполнить не менее серьезную миссию.
Заключается она в восстановлении непрерывности отечественной истории. Все периоды революционных перемен начинали с отрицания этой непрерывности, что, конечно же, касалось и наград «свергнутой» эпохи: советская власть отменила царские регалии, наша ранняя демократия – награды советские. Объяснялось это тем, что начинается «новая жизнь», в которой все должно быть по-другому, не так, как в прошлом, разумеется, «проклятом»… Но рано или поздно реальность подводила к простой мысли, что отрицать прошлое бессмысленно (оно не исчезает), а кроме того, опасно, поскольку отрицание расшатывает несущие исторические опоры в национальном самосознании. Поэтому начиналось почти неизбежное возвращение к тому, что еще недавно было отвергнуто, – хотя бы потому, что все, что было в прошлом, включая революции, происходило в той же стране и с тем же народом.
День Героев Отечества формально считается праздником сравнительно недавним, закон о нем принят в феврале 2007 года. На самом деле это никакое не новшество, а возвращение к началу. О чем свидетельствует сама дата – 9 декабря.
За подвиги исключительные…
В этот день – 26 ноября по старому стилю – 1769 года Екатерина II учредила высшую военную награду, полное название которой – Императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Этот же день, посвященный Георгиевским кавалерам, стал государственным праздником Российской империи, который просуществовал вплоть до Октябрьской революции и возродился только в XXI веке.
В течение своей истории орден стал целым комплексом отличий, которыми награждали от рядовых до высших офицеров и воинских подразделений. Изначально он имел четыре степени, присваивать которые предписывалось начиная с четвертой, однако это правило нередко нарушалось. Более того, было нарушено в самом начале. Первый кавалер, герой русско-турецкой войны 1768–1774 годов подполковник Федор Иванович Фабрициан, получил орден Святого Георгия сразу третьей степени – причем за подвиг, совершенный 15 ноября 1769 года, то есть еще до официального учреждения ордена.
А состоял подвиг в том, что подполковник, командовавший отрядом в 1 600 человек, наголову разбил семитысячный турецкий отряд и взял город Галац.
Как и положено, орден имел статут, включавший упоминание подвигов, которые дают право на высшую награду:
«Достоин быть написан в подносимой Нам росписи Офицер тот, который ободрив своим примером подчиненных своих, и предводительствуя ими, возмет наконец корабль, батарею, или другое какое занятое неприятелем место.
Ежели кто в укрепленном месте выдержал осаду и не здался, или с отменною храбростию защищал и вылазки делал, храбро и разумно предводительствовал, и чрез то победу одержал, или способы подавал к приобретению оной.
Ежели кто себя представит и возмется за опасное предприятие, которое ему совершить удастся.
Ежели кто был первый на приступе, или на неприятельской земле, при высаживании людей из судов…» (орфография документа сохранена. – НКК).
Список этот весьма обширный, но каждый из его пунктов описывал действительно выдающийся воинский поступок. Возможно, поэтому награжденных Святым Георгием сравнительно немного – более 10 тысяч человек за всю полуторавековую историю ордена. При этом второй степени ордена удостоены 125 человек, первой – 23, а полными кавалерами стали только четверо. Это генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский; генерал-фельдмаршал князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли; генерал от инфантерии граф Иван Федорович Паскевич-Эриванский; генерал-фельдмаршал граф Иван Иванович Дибич-Забалканский.
Престиж ордена среди русского офицерства был настолько велик, что даже Суворов, осыпанный, казалось бы, всеми существовавшими регалиями, получив Святого Георгия, признался в письме к дочери, что «от радости едва не помер».
В 1807 году в истории ордена происходит важное событие: Александр I учреждает «солдатского Георгия», или знак военного отличия, причисленный к ордену для нижних чинов. Он также имел четыре степени. Всего во время правления Александра I было пожаловано 46 527 Георгиевских крестов. Большинство награждений пришлось на Отечественную войну. Офицеры имели право носить такого «Егория», если получили его, будучи в солдатском звании.
Ежегодно в императорском дворце 26 ноября (9 декабря) проходил торжественный прием Георгиевских кавалеров всех чинов и званий. Традиция эта просуществовала вплоть до 1917 года.
Первыми были летчики
Большевики, придя к власти, отменили все царские регалии, но, когда началось строительство советской державы, стало очевидным, что без собственной системы государственных наград, включая высшую, обойтись невозможно.
Поводом для ее учреждения стала героическая эпопея по спасению команды и пассажиров парохода «Челюскин», терпящего бедствие в Северном Ледовитом океане.
Главными спасателями были летчики. 14 апреля 1934 года советские газеты опубликовали текст открытой телеграммы первых лиц государства – И. Сталина, В. Молотова, К. Ворошилова, В. Куйбышева и А. Жданова, – адресованной семи пилотам, участвовавшим в спасательной операции.
«Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся вашей победой над силами стихии. Рады, что вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой родины.
Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР: об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением геройского подвига, – звания «Героя Советского Союза»…»
Через шесть дней появился первый список первых Героев Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин.
Механики, обслуживавшие эскадрилью спасателей, были удостоены ордена Ленина и премии в размере годового жалованья.
Летчики вообще занимали исключительное место в ранней истории высшего, самого почетного государственного звания. После «великолепной семерки» Золотую Звезду № 8 получил Михаил Громов, установивший мировой рекорд по дальности полета. Затем в 1936 году 17 командиров РККА, участвовавших в войне в Испании, удостоены звания Героя Советского Союза, и 11 из них также были летчиками…
Но в последующие десятилетия высшую награду вручат 12 777 раз, и это будут люди самых разных званий и возрастов. Примечательно, что среди Героев Советского Союза было семь полных кавалеров Георгиевского креста – и это та самая связь времен, которую в СССР решили продолжить.
В ноябре 1943 года появился аналог солдатского «Егория» – орден Славы трех степеней. Его статут, по большому счету, повторит статут ордена Святого Георгия, к тому же возьмет от него цвета ленты – той самой, георгиевской, ставшей в наши дни главным символом Русского мира.
За годы существования ордена Славы вручено свыше миллиона знаков III степени, более 46 тысяч – II степени и 2 678 – I степени. Полные кавалеры – а их 2 656 – приравнивались к Героям Советского Союза.
Звание Героя Российской Федерации учреждено Верховным Советом России 20 марта 1992 года. В августе 2000-го возрожден орден Святого Георгия.



