От милиции до полиции

От милиции до полиции
Сотрудники отделения уголовного розыска Нижнеингашского РОВД, 1980 год

10 ноября, несмотря на трехкратную перемену названий – последние девять лет это День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, – одна из тех памятных дат, которые накрепко обосновались в народной памяти.

И, разумеется, не только из-за праздничного концерта в Кремле – традиции, которой у нас не изменяют десятилетиями, – но прежде всего потому, что работа стражей порядка относится к тому роду профессий, которые необходимы всем, всегда и везде. «Посмотрел бы я на вас без нас», – говорил следователь из фильма «Остановился поезд»…

Ветераны этот праздник, как и прежде, называют Днем милиции, вспоминают, как было, сравнивают с тем, как стало. Один из них – Михаил ПЕТРОВИЧ, полковник милиции в отставке, заместитель председателя краевого совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Прослужил он 36 лет, на пенсию ушел с должности замначальника Сибирского УВД на транспорте.

– Михаил Михайлович, насколько мне известно, в милицию вы пошли по комсомольской путевке?

– Да, в июне 73-го года по путевке от Нижнеингашского райкома комсомола, в отдел внутренних дел того же района.

– Но вас спрашивали, хотите ли вы пойти на такую работу?

– Спрашивали, и я согласился. Дело в том, что с 1969 по 1971 год, еще до армии, работал в Дивногорске на строительстве Красноярской ГЭС и города и возглавлял добровольную народную дружину, а потом комсомольский оперативный отряд – у них, кстати, полномочий было побольше, чем у дружинников. Мы занимались охраной порядка и даже могли проверять предприятия общественного питания. Помню, на фабрике-кухне нас боялись больше, чем обэхаэсэсников. Кроме того, я был внештатным инспектором уголовного розыска – оформил меня на эту работу опер по фамилии Олейников.

Нижнеингашский РОВД награждается переходящим Красным знаменем

– Так, в конце концов, чем эта профессия вас привлекала? Детективов начитались?

– Нет. Дело в том, что в общежитии моим соседом был милиционер Володя Куцый, он с Украины вместе с тремя братьями сюда приехал и был намного старше меня. Вот он и повлиял на мой выбор. Я окончил Омскую высшую школу милиции и Сибирский государственный университет путей сообщения. Сначала 19 лет отработал в Нижнеингашском РОВД, и еще 18 в транспортной милиции. Когда там возникла необходимость организовать эту службу, не могли найти начальника отдела на головную станцию Иланская, который обслуживал восемь районов, от Уяра до Богучан и Тайшета. Предложили меня. Мой начальник сперва отпускать не хотел, но отпустил. Видимо, потому что сам в этом был заинтересован, поскольку на все преступления на железной дороге все равно выезжал райотдел.

– Чем отличалась работа транспортной милиции от РОВД?

– Транспорт – дело специфическое, не похожее, скажем, на патрульно-постовую службу. Основной вид преступлений – кражи в поездах, пассажирских и грузовых. Разбирали, например, машины и трактора, которые на платформах везли, даже защитные сетки не спасали. Колеса снимали за считаные минуты, сбрасывали, а когда поезд сбавлял ход, сами прыгали – а «Жигули» с «Волгами» приезжали с одними тормозными дисками вместо колес.

1984 год. Смотр художественной самодеятельности

– Направление, на котором вы работали, как приходилось слышать от ваших коллег, напряженное – зон много.

– Так именно поэтому там и начали создавать транспортную милицию. Как начнут освобождаться, на волю выйдут, напьются – тут и убийства, и кражи, тяжкие телесные повреждения. Со всем этим нам приходилось работать.

– Когда было труднее всего?

– Безусловно, в 90-е, когда зарплату не давали иногда по четыре месяца. Жены моих сотрудников приходили ко мне в кабинет с детьми, с колясками… Очень тяжелое время было.

– Чем, на ваш взгляд, отличается специфика работы советской милиции и современной полиции?

– Мы-то воспитывались в советское время, на патриотизме, на слове «надо». Например, необходимо было отработать по сто часов в год за счет своего личного, нерабочего времени – выходить на дежурства, патрулирование. И выходили. Никаких отгулов за это не полагалось, никаких дополнительных денег. А сейчас лишних полчаса на работе пробыл – и можешь требовать отгул или доплату. Честно говоря, я не понимаю, зачем вообще нужно было ломать ту систему, когда все было собрано воедино, один министр, один начальник УВД. И начальники-то были люди, прошедшие войну…

Планерка в райотделе, 1983 год

– Часто встречаетесь с действующими полицейскими?

– Постоянно. Ко мне обращаются, потому что, уйдя на пенсию, своего авторитета и друзей не растерял.

– Вы, старший товарищ тех, кто сейчас работает в органах внутренних дел, что бы им пожелали?

– Плодотворной работы, но прежде всего – оптимизма. Раньше ведь как было: ложишься спать и знаешь, что завтра будет то же, что было сегодня. А сейчас непонятно, чего ждать от завтрашнего дня. В советские времена милиционерам квартиры выделяли, ГУВД края свое жилье строило, были отделы капитального строительства. У сотрудника стимул был – получить квартиру, потом, через исполком, «Москвич» или «Жигули». Все жили, в общем, одинаково и были оптимистами, никто никому не завидовал. А сейчас денег не дается ни на строительство, ни на приобретение жилья… К тому же требования все жестче, а условия работы уже не те, что раньше. Я же вижу, как ребятам тяжело, на износ работают. Поэтому, повторю еще раз, – оптимизма им и удачи. А ветеранам – крепкого здоровья, счастья их семьям.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности