Красноярский край славится озерами, целебность которых давно доказана. Ионы серебра, минеральные соли, целебные грязи, фитонциды, выделяемые сосновыми борами. Говорят, воздух в наших лесах чище, чем в операционной…
Сибирская Рица
Специалисты утверждают: некоторые озера нашего региона можно сравнить с известными курортами мира. Например, озеро Инголь (Шарыповский район) называют Сибирской Рицей. Находится оно в северных отрогах Кузнецкого Алатау в 7 км от железнодорожной станции Инголь. Этот большой водоем (3,5 км на 1,5 км) окружен горами. Вода в нем необычайно прозрачная и не цветет на протяжении всего лета. Связывают это с содержанием в воде серебра: не зря же в переводе с хакасского «инголь» – здоровая вода. Здесь можно исцелиться от ревматизма, золотухи, разных воспалительных заболеваний. Полезности местной водичке добавляет и Святой ключ, который бьет в северной части озера: в нем – повышенное содержание углекислого железа.
Второе Мертвое море
Озеро Тагарское, что раскинулось в Минусинской котловине, по праву называют дарующим здоровье. Минеральные воды и грязи, а также целебный воздух Кривинского соснового бора возвращают жизнь даже больным туберкулезом. Грязевыми обертываниями и ваннами лечат заболевания опорно-двигательного аппарата и верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, печени и нервной системы, кожные и урологические болезни.
Рыба здесь не водится, да и прозрачностью вода не славится. Но именно эта слабощелочная, сульфатно-хлоридная, натриевая озерная влага и серовато-черные илы, включающие соединения кальция, магния, алюминия, железа, фосфора, серы, калия, натрия, углерода, различные микрокомпоненты, гуминовые кислоты и сероводород, избавляют от недугов. Специалисты утверждают, что своими свойствами Тагарское озеро напоминает знаменитое Мертвое море, к которому стремятся страждущие со всего мира.
Сердечное
Озеро Плахино (Боровое) в Абанском районе с высоты выглядит в форме сердца. И здоровье отдыхающим дарит с соответствующим усердием. Славится своим сапропелем, имеющим сложный химический состав.
Томские ученые, проводившие исследование донных залежей озера Плахино, выяснили: геологический возраст водного объекта 50 тысяч лет, а грязи – реликтовые, копившиеся тысячелетиями. Потому и состав уникальный. Содержатся в них не только всем известные ионы серебра и меди или минеральные соли, но и белки и углеводы, а также витамины, ферменты, гормоноподобные вещества и гуминовые соединения – мощнейшие абсорбенты ядов. Все это придает местному сапропелю особую ценность. Микроэлементы плахинской грязи, например, помогают справиться с анемией, останавливают воспалительный процесс, снижают уровень сахара в крови, восстанавливают гормональный уровень.
Молодильное
Озеро Учум (Ужурский район) тоже славится грязями. Правда, вода здесь не просто минеральная, а горько-соленая. А грязь обладает не только лечебными свойствами, но и омолаживающими. Уникальность ее в микроэлементном составе, малой величине зерен. Мажешь на себя эту черную маслянистую субстанцию и выходишь из нее Венерой Милосской. Специалисты уверяют: грязь озера Учум нормализует все основные функции кожи, улучшает обмен веществ в клетках, стимулирует кровообращение, а как следствие – разглаживает морщины и замедляет процесс старения. Кожа после этой грязи приобретает молодой, здоровый, свежий вид. Кстати, если сделать грязевые аппликации на волосистую часть головы, можно не только от перхоти избавиться, но и остановить выпадение волос. А намажешь черную субстанцию на голову – пройдут мигрени и депрессия, на ноги – исчезнут варикоз и отеки, на живот – избавишься от язвы и колита. Медики рекомендуют ездить сюда тем, кто хочет уменьшить вес. В сочетании с массажем грязь действует как высокоэффективный антицеллюлитный гель – расщепляет жиры.
Грязь не каждому полезна
Известная истина, но нам кажется, «я ж чуть-чуть, совсем немного». Медики предупреждают: грязелечение – вещь серьезная, и даже кратковременное применение может вызвать обострение состояния. Отправляясь на озеро, узнайте, нет ли у вас противопоказаний.
Главный внештатный терапевт минздрава и заведующая кафедрой поликлинической медицины КрасГМУ Марина Петрова рекомендует не заниматься грязелечением тем, кто перенес инфаркт миокарда или инсульт. Восстановительный период при этих заболеваниях длится от полугода до года. И если через шесть месяцев состояние не улучшилось – существуют признаки сердечной недостаточности, лучше не рисковать. Запрещено обтирание грязью людям с эпилепсией. На солнце состояние может ухудшиться. К гипертоническому кризу способно привести использование грязей, если есть повышенное давление.
Существует запрет на санаторно-курортное лечение в течение месяца после перенесенных инфекционных заболеваний: пиелонефрита, инфекции мочевыводящих путей, бронхита, пневмонии… Не стоит лезть в воду и мазаться грязью, если температура тела 38 градусов. Ну и, конечно, если есть любые подозрения на онкологическое заболевание.
– Особенно осторожными следует быть женщинам при миоме матки, а также наличии доброкачественной опухоли в молочных железах, – говорит Марина Петрова. – Пользоваться грязью можно только с разрешения врача-гинеколога: процедура может ускорить рост опухоли, способствовать ее переходу в злокачественную.
Проверено: «мин нет»
Основные места общественного купания проходят проверку. И только после этого пляж считается официально открытым. На начало июля в Красноярском крае безопасными признаны 24 пляжа.
Город Красноярск:
– городской пляж на Абаканской протоке;
– пляж «Октябрьский» на Мясокомбинатском пруду.
Минусинский район:
– на озере Малый Кызыкуль;
– на озере Кутужеково;
– два пляжа на озере Вьюшково.
Город Железногорск:
– два пляжа на городском озере.
Березовский район:
– пляж на карьере Бархатном.
Шарыповский район:
– два пляжа на озере Линево; три пляжа на озере Инголь; пять пляжей на озере Большом.
Емельяновский район:
– на озере Семирадском.
Город Зеленогорск:
– два пляжа на озере Лебедином; на озере Ближнем.
Ермаковский район:
– на пруду Мигнинском.
Почему мы свой отдых называем диким, а себя – дикарями?
Знаменитая фраза известного политического деятеля Виктора Черномырдина «Хотели как лучше, вышло как всегда» не случайно ушла в народ – она реально отражает едва ль не основную суть нашего характера по отношению к самим себе. Пообещали – не сделали; начали – не закончили; соорудили, но абы как. Организация пляжного отдыха – не исключение.
Водоемов – озер и рек – в Красноярском крае, в Сибири действительно полно, действительно очень красивых и целебных. Но безопасно и комфортно отдохнуть по-прежнему проблематично. Идут десятилетия, а изменений к лучшему – минимум. И пресловутый частный бизнес не спасает. Да, лето короткое, но ведь какое жаркое! Вложения за три месяца можно «отбить». При условии должного обустройства. Наше обустройство выглядит просто: шлагбаум соорудили, мусорных баков наставили, убогому ларьку работать позволили – ценник повесили. Все!
Миллионному Красноярску 20 лет назад негде было в жарищу окунуться, и сейчас, за малым исключением, негде. Пляжи объявляют открытыми почему-то на пике лета. Нынче – 24 июня. Чуть раньше – ну никак. К этому времени водоемы, напичканные кишечной палочкой, могли заразить уже не одну тысячу горожан. Непригодными для купания из года в год называются одни и те же водоемы. Что делается для «пригодности»? Ничего. Езжайте на хакасские озера.
Там свои проблемы. Дикий отдых все еще остается диким. Палаточные городки – чаще всего место разухабистого веселья. Бытовых условий – душ, приличный туалет, зонты и лежаки – практически не встретить. Те, что есть, крайне убогого содержания. Про дороги до большинства уникальных озер и говорить не приходится – пока до целебного воздуха доберешься, столько пыли наглотаешься…
Наш малый и средний бизнес финансовые «урожаи» собирает практически без «возделывания земель». Но мы едем за сотни верст и платим – куда деваться. Каждый раз, отправляясь на какое-то озеро, надеешься, что вот, может, в этом году будет как-то поцивильнее, – увы!
Сами мы тоже не местные. Поэтому ведем себя именно как дикари: надо что-то выбросить – выбросил, захотелось «погудеть» – плевать на окружающих, не хватило дров на костерок – изуродовал дерево поблизости.
Красотой мест гордимся, тысячами берегу турецкому предпочитаем родные озера – патриоты! Только радости от этого патриотизма – ни самим себе, ни природе. В основе патриотизма – любовь и дело доброе. У нас плохо и с тем, и с этим. Как у отдельных граждан и бизнеса, так и у целых муниципалитетов. Печально.
Инга ГЛИНСКАЯ
Фото: pixabay.com