Хорошо известна астафьевская уха. В Ирбейском районе появилась своя – пантелеевская. В честь детского писателя Ивана Пантелеева, которому 8 июня тоже исполнилось 100 лет.
На юбилейном празднике в селе Мельничном Ирбейского района, где Иван Иванович родился в 1924 году, и распробовали эту уху.
Память о писателе сохраняется еще с его предков. Есть в окрестностях Пантелеев косогор, Пантелеевы поля, речка Пантелюшка. Стоит дом, отмеченный мемориальной доской, – в нем будущий писатель появился на свет. Там сейчас живут родственники Пантелеевых, супруги Зинаида и Михаил Охримовы.
В музее Мельничной школы есть уголок Ивана Пантелеева. Один из экспонатов — печатная машинка, на которой работал писатель. Ее 15 лет назад, к 85-летию Ивана Ивановича, передали его дети. Расстались с семейной реликвией без сожаления, когда увидели, как трепетно на малой родине отца земляки чтут его память.
На 100-летний юбилей родственники писателя стали почетными гостями праздника. Его дочери Лидия Голованова и Любовь Несмеянова, сын Владимир Пантелеев. А также их дети и внуки. Рассказали, что Иван Иванович рыбачить умел и любил. Так что уха для него была культовым блюдом.
В Мельничном Иван Пантелеев жил до шести лет. Потом семья переехала в райцентр – село Ирбейское, которое стоит на берегу реки Кан.
Родные места часто фигурируют в книгах писателя. Такой стала повесть «Экспедиция на Кияшку» – о подростках, сбежавших из пионерского лагеря на поиски сокровищ, то есть полезных ископаемых. Гора Кияшка тоже — на берегу Кана и в Ирбейском районе хорошо известна. А после повести стала по-настоящему знаменитой. А еще дети там рыбачат. И варят уху из крупного ленка…
Само произведение знаковое, можно сказать, визитная карточка автора. И поворотное. Иван Иванович, как сам отмечал в автобиографии «Думая о человечности», тогда собирался писать роман о войне, которую сам прошел. Но отвлекся на детский рассказ. Думал, на неделю, а оказалось, на всю жизнь. Из этого рассказа в итоге и получилась повесть «Экспедиция на Кияшку».
Тогда писатель получил много восторженных отзывов от юных читателей. И продолжил писать о детях и для детей. И при этом нередко о природе родных мест.
Некоторые названия говорят сами за себя. Например, рассказ «Алешка с Агула» и повесть «На Агуле». В районе Агул – буквально символ, образец рыбной реки. А у того Алешки, разоблачившего в рассказе браконьеров, был реальный прототип – Алексей Михайлович Рукосуев. Его родители, сестры, брат Гошка – все реальные люди.
На празднике присутствовали Любовь Кошелева и Надежда Шилова — урожденные Рукосуевы. Рассказали, как жили в ныне исчезнувшей деревне Саломатке на берегу Агула. Лешку и Гошку, отменных рыболовов, этому делу учила бабушка. Она в повести «На Агуле» очень лихо таскает хариусов и ленков.
Иван Иванович знал, о чем писал, он был у Рукосуевых частым гостем. А детей потом стал забирать к себе в Красноярск, чтобы они могли учиться. Его супруга Ия Степановна мужа в этом только поддерживала. Но быстрый таежный Агул потом ни Рукосуевы, ни Пантелеевы не забыли.
Так что пантелеевская уха в юбилей писателя буквально напрашивалась сама собой. Она стала гвоздем программы. Организаторы сварили ее в полевой кухне из хариуса и щуки, выловленных в реке Кан. И бесплатно угощали всех желающих. Все ели и нахваливали. Вероятно, в будущем пантелеевская уха станет брендом Ирбейского района. Она того достойна.
Фото автора