– Теперь я знаю, что нашим бойцам нужно. И слухам о том, что гуманитарная помощь не доходит до адресатов, советую не верить, – говорит председатель совета ветеранов Минусинска Людмила Полежаева. Она только пару месяцев назад вернулась из зоны спецоперации – развозила гуманитарную помощь бойцам-минусинцам, встречалась с парнями. После этого «серебряный» волонтер твердо уверена: все, что делается добровольцами здесь, в тылу, нашим бойцам очень необходимо. «Они мне так и сказали: «Без вас, волонтеры, мы бы не справились!»
Посылки из дома
Людмила Алексеевна Полежаева даже посчитать не берется, сколько гуманитарной помощи уже отправили на фронт члены совета ветеранов Минусинска. В этом южном городе с начала СВО появилось волонтерское движение, которое собирает, изготавливает и отправляет «за ленточку» все необходимое.
– Все началось с того, что местная общественная палата принесла в совет ветеранов станину, на которой плетут маскировочные сети. Друг за другом приходили люди, и появилась целая ветеранская бригада, которая состоит из уже возрастных женщин, – рассказывает Людмила Полежаева. – Они хотели помогать фронту. Для старшего поколения это не фигура речи, а насущная необходимость.
Начинали с плетения маскировочных сетей. Станина, которую «серебряным» волонтерам подарили общественники, никогда не простаивала. А потом ветеранов попросили помочь в шитье. В Минусинске швеи-волонтеры изготавливают антидроновые одеяла. Есть помещение, швейные машинки, разработана технология, но не хватало рабочих рук. А ветераны всегда готовы откликнуться. Им передали несколько операций – прошивку ткани, нашивку на нее специальных лент.
– Одеяло собирается как сэндвич, прошивается и отправляется дальше, – делится секретом технологии Людмила Алексеевна. – Мы, конечно, этого не знали. Пришлось учиться.
Потом нашили и белья для мужчин, и маленькие подушечки, и валики для госпиталей, чтобы раненым было удобнее лежать. Все это уходило «за ленточку» конкретным адресатам. Связь с бойцами из Минусинска держала Евгения Тефель, которая возглавляет комитет семей воинов Отечества.
А затем ветераны влились в общее движение по сбору средств на приобретение то газовых горелок, то «птичек», то другого необходимого бойцам оборудования.
Каждый дает сколько может. Кто 300 рублей, кто тысячу. А одна женщина, которой исполнилось 80 лет, и она получила от государства надбавку к пенсии, заявила: всю доплату будет вносить в фонд помощи бойцам. Это активистка местного совета ветеранов – Фаина Лаврентьевна Молодцова. Она и сети плетет, и письма бойцам пишет, и посылочки со сладостями на фронт отправляет. В Минусинске даже проект появился «Посылки от бабы Фаи».
«За ленточку»
Поехать с гуманитарным конвоем в зону спецоперации Людмиле Алексеевне предложила Евгения Тефель. И председатель совета ветеранов Минусинска не раздумывая согласилась.
Тогда Минусинский район отправил «за ленточку» сразу три фуры гумпомощи, и общественникам предстояло их разгрузить, распределить посылки по подразделениям.
– Фуры пошли до Ростова, а мы полетели до Москвы на самолете. Там закупили дополнительно необходимые средства связи для бойцов и отправились автобусом до Донецка, – рассказывает ветеран. – Мы жили в Донецке прямо над складами с гумпомощью и выезжали оттуда в территории – доставляли посылки бойцам.
Посылки волонтеры привезли адресные, и как только солдат возвращался с боевой задачи, минусинцы отправлялись на встречу с ним.
– Моя первая поездка – это Мариуполь, Червонополе, Бердянск. Женя Тефель как диспетчер связывалась с бойцами и все держала на контроле. А мы с водителем везли посылки, – вспоминает Людмила Алексеевна.
Затем были Шахтерск и Луганск. Сначала долгая и опасная дорога, затем короткие встречи с бойцами. Ребята выпрыгивали из своих машин и сразу обнимали волонтеров. Они становились солдатам почти родными – ведь приехали из родного города, привезли привет из дома.
– Конечно, все это со слезами на глазах, – признается «серебряный» волонтер. – Как-то мы передавали инструменты ремонтной бригаде, и ребята говорят: «Волонтеры, без вас мы бы не справились!» И обязательно: «Победа будет за нами!»
Три недели Людмила Алексеевна провела в зоне спецоперации – развозила и раздавала посылки. Встречалась с бойцами. И смотрела, как живут освобожденные территории.
– В ЛНР дороги ремонтируют, дома восстанавливают. Но некоторые разбомбленные здания так и стоят разрушенными. Например, попал снаряд в аптеку, а она так и осталась в руинах. Мне кажется, такие строения следует оставить как памятники о событиях, которые происходили в Донецке, Макеевке, Луганске, – предлагает ветеран.
Но больше всего ее поразил город Рубежное ЛНР. Иначе как город-призрак Полежаева его не называет. Здесь шли жестокие бои, и населенный пункт лежит в руинах.
– Это совершенно жуткие, нереальные ощущения. Когда едешь мимо обугленных деревьев, среди которых виднеются землянки. В них когда-то жили люди. Это уже освобожденная территория, но кругом пустота. И вдруг посреди города-призрака небольшой микрорайон, в котором есть люди. Они живут без связи (за ней нужно ехать в Луганск), а воду берут из скважины, которую пробурили.
Сверхзадача
Волонтеры работали, как говорится, от темна до темна. Вставали очень рано, чтобы все успеть. Людмила Алексеевна даже шутила: если в шесть утра зубы не почистишь, весь день будешь ходить с нечищеными.
Ветеран говорит: некогда было не только зубы чистить, но и бояться прилетов. Под один минусинцы чуть было не угодили – приехали в Луганск, когда там еще грохотало и дымило.
– А я даже не испугалась. У меня была такая сверхзадача – встретиться с ребятами, отдать груз, что некогда было обращать внимание на прилеты, – говорит «серебряный» волонтер. – Кроме того, я понимала: я приеду домой и могу выспаться, а ребята останутся выполнять задачи. И для меня это было хорошим стимулом работать, помогать.
Сейчас в Минусинске про председателя местного совета ветеранов говорят: совершила подвиг. А она только отмахивается – какой там подвиг. Для нее радость и помогать комитету семей воинов Отечества, и встречаться с бойцами, узнавать их потребности.
Людмила Алексеевна говорит: не отпускает ее гуманитарная миссия. Сейчас в Минусинске идет сбор нового гумконвоя, и Полежаева принимает в этом самое активное участие. Завела тетрадь, в которую записывает нужды бойцов и отмечает уже приобретенное.
– Вот смотрите, – показывает мне. – Хакасу уже бронежилет купили. А другим еще нужны антидроновые одеяла, пауэрбанки, газ в баллонах…