Переживут ли лето предприятия по утилизации шин?

Переживут ли лето предприятия по утилизации шин?
Фото: Александр Жуковец / архив gnkk.ru

В Красноярском крае предприятия, перерабатывающие старые шины в резиновую крошку, оказались под угрозой закрытия. В апреле два из трех существующих переработчиков приостановили свою деятельность из-за невозможности пройти государственную экологическую экспертизу. В ее требования не вписываются ни оборудование, ни советская технология этих компаний.

Два не работают, третий на грани

Компании, которые работают с отходами 1–4-го классов опасности, должны раз в три года проходить процедуру подтверждения лицензионного соответствия. Но с 1 марта введено новое требование – обязательное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Переработчики отмечают: получить его слишком долго и слишком дорого.

– В марте мы должны были пройти процедуру лицензионного соответствия. Сначала оценивали это положительно, потому что все утилизаторы должны подтвердить свои производственные мощности. А значит, с рынка уберут липовых переработчиков, которые имели лицензии, но у них отсутствовали производственные мощности. Подали заявление в Росприроднадзор и получили ответ: для подтверждения лицензии требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы, – рассказывает бухгалтер предприятия – утилизатора шин Татьяна Злобина.

Завод, на котором работает Татьяна Злобина, с 2019 года занимается утилизацией шин – их дробят механическим способом в крошку, которая востребована при благоустройстве школ, детсадов, детских и спортивных площадок. Из нее делают мягкое покрытие, чтобы не травмировались ребятишки. Предприятие уже хотело расширять свою деятельность, а тут такое.

Фото: Александр Жуковец / архив gnkk.ru

При этом, когда компания начинала свою деятельность, таких требований не ставили и экологическую госэкспертизу переработчик не проходил. Да и оборудование и технология переработки шин настолько старые, что положительного заключения предпринимателям просто не получить.

Проблемы переработчиков шин обсуждались на круглых столах в Красноярском краевом отделении «Народного фронта» и в Общественной палате региона. Об этом мы писали ранее. Тогда переработчики недоумевали: есть разъяснение, что государственная экологическая экспертиза требуется на технику, технологию или продукт, полученный в процессе работы, если они являются новыми. А технология переработки шин механическим способом в резиновую крошку была известна еще в советские времена, содержится в справочниках наиболее доступных технологий. Тем не менее Росприроднадзор производителям лицензию не подтвердил и выдал заключение о приостановлении деятельности двух предприятий из трех. Судьба третьего тоже под вопросом: ему предстоит проходить лицензирование в октябре, государственной экологической экспертизы у предприятия также нет.

А есть ли ответ?

В апреле НКК отправил запрос в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора с просьбой разъяснить положения нового порядка прохождения подтверждения лицензии и государственной экологической экспертизы утилизаторами шин. Ведомство ответило только после выхода в НКК материала о проблеме переработчиков шин. И то только ссылкой на законодательные акты.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня определен статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, – пишет НКК заместитель руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Александр Шадрин. – Оценка воздействия на окружающую среду проводится юридическим или физическим лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу.

Кто выиграл?

В Росприроднадзоре по Красноярскому краю отмечают: у них информация о воздействии на экологию технологии утилизации шин механическим способом отсутствует. А вот переработчики знают: дробление покрышек наносит меньший вред природе, чем пиролиз, в результате которого получается синтетическая нефть.

Тем не менее Татьяна Злобина поясняет: после приостановки предприниматели вынуждены были закрыть предприятие по механической переработке шин.

Фото: Александр Жуковец / архив gnkk.ru

– На этой площадке оставили только подготовку шин к переработке, – рассказывает Татьяна Злобина. – А утилизируем теперь по другому адресу. Здесь применяем технологию пиролиза. Эта деятельность у нас лицензирована.

Утилизаторы шин отмечают: проблема с государственной экологической экспертизой остается для них актуальной. Введение новых порядков обернулось для бизнеса ограничением видов деятельности. А чтобы войти в реестр утилизаторов, необходим широкий спектр переработки.

Дождаться бы сентября

С такой же проблемой столкнулись утилизаторы шин во всех регионах. По данным Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин «Шинэкология», в России действует около 100 предприятий, перерабатывающих шины (85 процентов – механическим способом), только у двух есть госэкспертиза.

В апреле ассоциация обратилась с письмом к председателю Совета Торгово-промышленной палаты России по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, депутату Госдумы Андрею Луговому: «Техника и технология механического дробления шин не относится к новым. Поскольку сейчас положительное заключение ГЭЭ на проектную документацию отсутствует у большинства предприятий отрасли, в случае неподтверждения их лицензии на утилизацию они прекратят свою работу. И почти все регионы России останутся без утилизаторов шин, что приведет к экологической катастрофе, так как захоронение этих отходов запрещено».

Директор ассоциации «Шинэкология» Евгений Кренц предложил ввести мораторий на требования наличия положительного заключения ГЭЭ при подтверждении соответствия лицензионным требованиям предприятий – утилизаторов шин по технологии механического дробления до 1 сентября 2025 года. Дело в том, что в начале сентября вступает в силу положение федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому объектами ГЭЭ будут являться проекты технической документации на технологии, внедрение которых на территории России планируется после 1 сентября 2025 года. Как отмечает Евгений Кренц, проект перечня уже разработан и ждет утверждения Правительством РФ.

– Это действительно спасло бы многие предприятия – переработчики шин от закрытия, – пояснили НКК в ассоциации «Шинэкология». – Но ответа от депутата Лугового мы пока не получили. Ждем.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности