Первые шаги в большую науку

Первые шаги в большую науку

В школьной научной лаборатории гимназии № 13 – все как в настоящей: оборудование, техника безопасности, стерильность. А главное, исследования, которые здесь проводят сами ученики, тоже совершенно «взрослые», – дети учатся выделять ДНК и работать с ней, чтобы диагностировать заболевания, имеющие генетическую предрасположенность.

Исследования «по-взрослому»

Журналистов встречают девочки-школьницы, облаченные в спецодежду: одноразовые халаты, шапочки, очки, маски, перчатки…

– Здесь должна быть абсолютная чистота, – объясняют они гостям. – Чтобы не было контаминации, когда мы одну ДНК «пачкаем» другими. Поэтому головой желательно не трясти, чтобы волосы не летели, обязательно надо надевать маску, чтобы даже микроскопические частички слюны не попали в пробу…

Школьницы рассказали, что они сначала делали опрос среди родственников и знакомых на предмет заболеваний, потом брали у них образцы тканей – буккальный эпителий, это соскоб с внутренней стороны щеки, чтобы в дальнейшем выделить из него ДНК.

– Здесь мы изучаем генетическую предрасположенность к заболеваниям человека, в том числе к бронхиальной астме, сердечно-сосудистым заболеваниям – гипертонии, аритмии. К болезням желудочно-кишечного тракта – гастритам, холециститам; обмена веществ – ожирению, сахарному диабету.

Это заболевания, имеющие мультифакториальную природу, которые довольно часто встречаются в Красноярском крае и в России, – объясняет руководитель базовых классов РАН гимназии № 13 Марина Смольникова. – Сейчас две девочки покажут вам, как они берут пробы, потом сядут в бокс и займутся экстракцией ДНК.

Школьницы проводят манипуляции с палочками и пробирками, одна у другой берет анализ… В общем, процедура знакома каждому, кто сдавал ПЦР-тест на коронавирус.

Взять анализ – минутное дело, и юные ученые тут же переходят к боксу. Это такая стеклянная коробка с приборами и окном для головы и рук, чтобы можно было работать.

– Процесс выделения ДНК занимает от 40 минут до полутора часов, – продолжает Марина Смольникова. – Сначала мы с помощью специальных буферов разрушаем клетку, чтобы достать ядерный материал, где находится ДНК. Затем отмываем носитель ДНК от клеточного дебриса – делается это несколько раз, центрифугируется, опять отмывается. Раствор выливается. Используем специальный сорбент, представляющий собой полиорганическую структуру, – на него садится наша ДНК. Там она заплетается и остается…

Вот, смотрите, сейчас девочки делают отбор сорбента. А это – специальный вакуумный отсасыватель… Теперь остается забрать с сорбента нашу ДНК. Для этого тоже существует специальный реактив…

Дальше следует ряд не очень понятных научных терминов.

Тихо жужжат и попискивают приборы, девочки старательно и сосредоточенно выполняют свою работу. Им это нравится. Они делают первые шаги в большую науку.

Нравится всем

А мы расспрашиваем руководителя о том, как и почему она, серьезный красноярский ученый, имеющий открытия мирового уровня, стала заниматься со школьниками. Интересно ли ей это? Марина Викторовна – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ медицинских проблем Севера.

– В институте я руковожу молекулярно-генетической группой, которую сама и создала. Мы давно занимаемся вопросами генетической предрасположенности к заболеваниям, исследованием иммунологических маркеров, популяционной генетикой. У нас очень широкий спектр оборудования, и мы способны делать интересные научные открытия.

В 2019 году меня пригласили в качестве научного руководителя базовой школы РАН в эту гимназию. Разумеется, я предложила проект, связанный с тем, чем занимаюсь в науке уже 20 лет, – персонифицированная медицина и поиск молекулярно-генетических маркеров актуальных заболеваний. Мы прописали рабочую программу и ведем этот проект с восьмых классов. Так как он длится третий год, у нас в гимназии уже три «научных» класса: восьмой, девятый и десятый.

Со школьниками здесь работает целая команда кураторов – 10–11 человек. Это ведущие научные сотрудники ФИЦ КНЦ СО РАН, СФУ и Красноярского медуниверситета. Занимаемся интерактивно, разделили классы на подгруппы, максимум по 7 человек. Каждый куратор ведет свою группу, он приходит и общается со своими учениками, а не просто начитывает какой-то материал. Мы не перегружаем детей, они же приходят сюда после основных занятий.

Весь восьмой класс ученики классов РАН углубленно изучают с нами основы химии, биологии, биохимии, чтобы в 9-м классе уже перейти к изучению молекулярной биологии, генетики и собственным научным исследованиям в этих областях.

Приводим школьников в свои научные институты, лаборатории, показываем, как работают ученые, знакомим с общелабораторными методиками. Объясняем, как важно и перспективно для страны иметь сильную науку, свои открытия. Словом, прививаем детям любовь к тому, чему сами посвятили жизнь. Им это очень нравится. И нам, конечно, тоже.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина СМОЛЬНИКОВА

кандидат биологических наук, генетик

– На каждом научном конгрессе, в работе которых я активно принимаю участие, видные ученые, академики прямо говорят: нам не хватает притока свежих сил, молодых талантов. И я очень хочу, чтобы мои ученики посвятили себя медицинской генетике, биоинформатике, изучали патогенез заболеваний – механизмы их развития.

Отрасль науки, в которой работаю, стремится к персонификации: индивидуальный подход к профилактике и лечению. За этим будущее. В идеале – получение генетического паспорта каждого человека.

Такая информация поможет ему саморазвиваться, избегать болезней, к которым у него есть предрасположенность. Генетика – развивающаяся наука, мы получаем огромные массивы материала, который нужно обрабатывать – именно этим занимаются специалисты по биоинформатике. Их сейчас остро не хватает.

Василий ШАБАНОВ

академик РАН, доктор наук, научный руководитель ФИЦ «КНЦ СО РАН»

– Проект «Опорные школы Российской академии наук» стартовал в 2019 году. Сейчас в нем задействовано 100 школ по всей стране. Три из них – в Красноярске: школа № 10, лицей № 7 и гимназия № 13. Здесь, соответственно, углубленно изучают физику, химию, биологию и медицину.

Цель проекта – дать возможность талантливым детям попасть в научный мир, расширить представление о науке, найти востребованное направление, вуз, построить карьеру. Когда говорят об утечке мозгов, чаще всего имеют в виду, что утекают они за границу. Но это не так страшно – молодой ученый поработает за границей, наберется опыта и вернется на Родину.

А есть еще внутренняя «эмиграция», когда красноярские школьники рвутся поступать в вузы других городов. И уезжают из Красноярска безвозвратно. Мы хотим, чтобы они учились в наших вузах – СФУ, академии имени Решетнева и т. д., проходили практику и потом работали в наших научных институтах, были частью нашей команды ученых. Кто с детства полюбит науку, тот останется в ней навсегда.

Фото автора и Анастасии ТАМАРОВСКОЙ

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности