Пластырь или дубинка?

Как гасить конфликты в школе?

Пластырь или дубинка? Как гасить конфликты в школе?

Статья о конфликте в ванаварской школе, опубликованная в нашей газете в № 6 от 26 января, вызвала волну обсуждений и споров. Говорят о том, что с современными школьниками сложно справиться, что в случившемся есть вина родителей, а не только педагогов. Это на самом деле так, но после главного русского вопроса «Кто виноват?» хорошо бы задать другой: «Что делать?» Именно на него мы попросили ответить экспертов, которые занимаются обучением самих учителей.

 

«Учителям на самом деле сложнее»

Если изучить хронику событий, то окажется, что ситуация в Ванаваре – не самая страшная. Есть звоночки тревожнее. В октябре прошлого года в Нижнеингашском районе директор одной из школ во время воспитательной беседы с подростком о плохом поведении «нанес мальчику несколько ударов по лицу, шее и два раза стукнул школьника головой о стену».

В Шушенском районе в прошлом декабре 17-летняя школьница спровоцировала драку и в результате оказалась с сотрясением в больнице.

Уже в этом году в Минусинске школу оштрафовали за то, что во время драки один шестиклассник (!) сломал другому руку, а присутствовавший при этом педагог не предотвратил побоище.

Кто-то уверенно заявляет: в советское время, да и в 90-е, дрались не меньше, просто не было Интернета – потому об этом никто не знал. Но специалисты уверены: ситуация на самом деле стала более напряженной. И это общемировая тенденция: чем больше демократии, тем больше агрессии. У ребенка появляется больше свободы, и всякое притеснение порождает сопротивление. А сделать это цивилизованно не хватает ни ума, ни навыков.

– Раньше авторитет учителя был высок, потому что он единственный был носителем знания, – размышляет о ситуации кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования Татьяна Ядрышникова (этот институт – своеобразная школа для самих педагогов, где учат справляться с конфликтами и неадекватным поведением школьников). – Сейчас источников информации очень много – Интернет, социальные сети. И дети умеют ее добывать гораздо быстрее, чем учителя. Эта функция сейчас не главная, а педагоги продолжают жить таким стереотипом. Авторитет должен строиться на других компетенциях.

Современным учителям на самом деле намного сложнее, и причин достаточно много: это и поколенческий конфликт, и эмоциональное выгорание. Педагоги загружены бумажной работой, с них постоянно что-то требуют, дети уже не так безропотны: они хотят отстаивать свою точку зрения, с ними нужно вести аргументированный диалог.

Вообще умение договариваться – слушать и слышать друг друга, учитывать интересы обеих сторон – самое важное в современной школе. Говоря об этом, Татьяна Леонидовна сравнивает учебный процесс с улицей. Если учитель не слышит ученика, не запрашивает у него обратную связь, не узнает, насколько ему комфортно в учебном процессе, – это улица с односторонним движением.

– В большинстве школ исчез институт самоуправления – дети отчуждены от влияния на учебный процесс, – объясняет специалист. – За них все решают взрослые, говорят, что нужно делать. А у детей свои потребности, которые часто не удовлетворяются, и рассказать о них они не всегда могут. Чем больше диктат взрослого, тем больше сопротивление.

«Педагог бесправен. Но молчать нельзя»

Конфликтные ситуации разного рода – это неотъемлемая часть нашей жизни, но почему-то именно в школах они протекают особенно болезненно. Отчасти оттого, что учебные заведения закрывают на них глаза, замалчивают – и доводят до взрыва, который скрыть уже невозможно. Все осложняется тем, что над учителем всегда жесткий контроль. В соответствии с законом об образовании и Конституцией РФ он не может даже выставить хулигана из класса – так нарушит его права на доступное образование. Но, несмотря на то что учителя по факту бесправны, ситуации, которые нельзя разрешить внутри школы, нужно выводить в правовое поле.

– Для решения конфликтов есть пластырь – это психологические и педагогические методы, а есть дубинка – это нормы права, – приводит сравнение юрист, и. о. заведующего кафедрой управления, экономики и права Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования Сергей Красноусов. – И если не помогло одно, нужно использовать другое.

Только первым делом школа должна наладить диалог с родителями как законными представителями несовершеннолетнего, если на ребенка повлиять не удалось. Механизм должен быть следующим.

– Если в классе бьют ребенка или оскорбляют педагога, это ни в коем случае нельзя замалчивать, – комментирует Сергей Дмитриевич. – Но для того чтобы процесс был запущен, конфликтная ситуация должна быть задокументирована. Педагог обязан письменно обратиться к директору, следующим этапом будет сбор педсовета, на который приглашаются родители. Он рассматривает ситуацию – и тогда уже обращается в полицию. Чаще всего конфликт удается урегулировать на уровне школы.

Но это, считает юрист, возможно, если родители готовы идти навстречу – и ситуация больше не повторяется. В противном случае собранный пакет документов попадает к инспекторам по делам несовершеннолетних. Мало кто из родителей помнит, но в Кодексе об административных правонарушениях есть статья о ненадлежащем воспитании ребенка (статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

Зовите медиатора

Противостояние «учителя – ученики» и «учителя – родители» старо как мир. И, как говорят психологи, нормально: если учительское сообщество не будет защищать педагога, кто захочет работать в школе? Но беда в том, что порой сами стороны конфликта не могут даже приблизиться к столу переговоров. В этом случае на помощь может прийти медиатор – специально обученный посредник, который готов помочь построить диалог и при этом не занимает ничью сторону.

– Школа всегда говорит, что виновата семья, а семья – что виновата школа, – резюмирует Татьяна Леонидовна. – Поэтому и нужен незаинтересованный посредник, тогда будет проще договориться.

В крае институт медиации появился достаточно давно – первая такая служба была создана в конце 90-х на базе гимназии «Универс». Но сама образовательная система настолько реакционна, что об этой практике знают далеко не все школы, хотя в крае прошли уже три фестиваля служб школьной медиации – и участвуют в них учреждения даже отдаленных районов. Остается надеяться, что скоро медиация станет рутинной школьной практикой – и конфликтов в школах на самом деле станет меньше.

Мало кто из родителей помнит, но в Кодексе об административных правонарушениях есть статья о ненадлежащем воспитании ребенка (статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних)

Обратная связь

Поделитесь в комментариях к этой публикации своим опытом: как в вашей школе решаются конфликты: «учитель – ученик» или «учитель – родители».

Фото: pixabay.com

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 ноября 2024
«Дачная амнистия»: последовательность и эволюция
В конце октября 2024 года в России был принят новый закон, расширяющий так называемую дачную амнистию на хозяйственные постройки. Это
Без рубрики
26 ноября 2024
Наследство: не получить кота в мешке
Полученное наследство не всегда приводит к росту благосостояния. Порой оно оказывается крупной проблемой: имущество может быть обременено долгами, которые придется
Без рубрики
25 ноября 2024
В Красноярске прошел первый краеведческий форум Енисейской Сибири
Организаторы форума – региональная общественная организация Красноярского края «Союз краеведов Енисейской Сибири», Красноярское отделение Русского географического общества, Сибирский федеральный университет,