Пластырь или дубинка? Как гасить конфликты в школе?

Пластырь или дубинка? Как гасить конфликты в школе?

Статья о конфликте в ванаварской школе, опубликованная в нашей газете в № 6 от 26 января, вызвала волну обсуждений и споров. Говорят о том, что с современными школьниками сложно справиться, что в случившемся есть вина родителей, а не только педагогов. Это на самом деле так, но после главного русского вопроса «Кто виноват?» хорошо бы задать другой: «Что делать?» Именно на него мы попросили ответить экспертов, которые занимаются обучением самих учителей.

 

«Учителям на самом деле сложнее»

Если изучить хронику событий, то окажется, что ситуация в Ванаваре – не самая страшная. Есть звоночки тревожнее. В октябре прошлого года в Нижнеингашском районе директор одной из школ во время воспитательной беседы с подростком о плохом поведении «нанес мальчику несколько ударов по лицу, шее и два раза стукнул школьника головой о стену».

В Шушенском районе в прошлом декабре 17-летняя школьница спровоцировала драку и в результате оказалась с сотрясением в больнице.

Уже в этом году в Минусинске школу оштрафовали за то, что во время драки один шестиклассник (!) сломал другому руку, а присутствовавший при этом педагог не предотвратил побоище.

Кто-то уверенно заявляет: в советское время, да и в 90-е, дрались не меньше, просто не было Интернета – потому об этом никто не знал. Но специалисты уверены: ситуация на самом деле стала более напряженной. И это общемировая тенденция: чем больше демократии, тем больше агрессии. У ребенка появляется больше свободы, и всякое притеснение порождает сопротивление. А сделать это цивилизованно не хватает ни ума, ни навыков.

– Раньше авторитет учителя был высок, потому что он единственный был носителем знания, – размышляет о ситуации кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования Татьяна Ядрышникова (этот институт – своеобразная школа для самих педагогов, где учат справляться с конфликтами и неадекватным поведением школьников). – Сейчас источников информации очень много – Интернет, социальные сети. И дети умеют ее добывать гораздо быстрее, чем учителя. Эта функция сейчас не главная, а педагоги продолжают жить таким стереотипом. Авторитет должен строиться на других компетенциях.

Современным учителям на самом деле намного сложнее, и причин достаточно много: это и поколенческий конфликт, и эмоциональное выгорание. Педагоги загружены бумажной работой, с них постоянно что-то требуют, дети уже не так безропотны: они хотят отстаивать свою точку зрения, с ними нужно вести аргументированный диалог.

Вообще умение договариваться – слушать и слышать друг друга, учитывать интересы обеих сторон – самое важное в современной школе. Говоря об этом, Татьяна Леонидовна сравнивает учебный процесс с улицей. Если учитель не слышит ученика, не запрашивает у него обратную связь, не узнает, насколько ему комфортно в учебном процессе, – это улица с односторонним движением.

– В большинстве школ исчез институт самоуправления – дети отчуждены от влияния на учебный процесс, – объясняет специалист. – За них все решают взрослые, говорят, что нужно делать. А у детей свои потребности, которые часто не удовлетворяются, и рассказать о них они не всегда могут. Чем больше диктат взрослого, тем больше сопротивление.

«Педагог бесправен. Но молчать нельзя»

Конфликтные ситуации разного рода – это неотъемлемая часть нашей жизни, но почему-то именно в школах они протекают особенно болезненно. Отчасти оттого, что учебные заведения закрывают на них глаза, замалчивают – и доводят до взрыва, который скрыть уже невозможно. Все осложняется тем, что над учителем всегда жесткий контроль. В соответствии с законом об образовании и Конституцией РФ он не может даже выставить хулигана из класса – так нарушит его права на доступное образование. Но, несмотря на то что учителя по факту бесправны, ситуации, которые нельзя разрешить внутри школы, нужно выводить в правовое поле.

– Для решения конфликтов есть пластырь – это психологические и педагогические методы, а есть дубинка – это нормы права, – приводит сравнение юрист, и. о. заведующего кафедрой управления, экономики и права Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования Сергей Красноусов. – И если не помогло одно, нужно использовать другое.

Только первым делом школа должна наладить диалог с родителями как законными представителями несовершеннолетнего, если на ребенка повлиять не удалось. Механизм должен быть следующим.

– Если в классе бьют ребенка или оскорбляют педагога, это ни в коем случае нельзя замалчивать, – комментирует Сергей Дмитриевич. – Но для того чтобы процесс был запущен, конфликтная ситуация должна быть задокументирована. Педагог обязан письменно обратиться к директору, следующим этапом будет сбор педсовета, на который приглашаются родители. Он рассматривает ситуацию – и тогда уже обращается в полицию. Чаще всего конфликт удается урегулировать на уровне школы.

Но это, считает юрист, возможно, если родители готовы идти навстречу – и ситуация больше не повторяется. В противном случае собранный пакет документов попадает к инспекторам по делам несовершеннолетних. Мало кто из родителей помнит, но в Кодексе об административных правонарушениях есть статья о ненадлежащем воспитании ребенка (статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

Зовите медиатора

Противостояние «учителя – ученики» и «учителя – родители» старо как мир. И, как говорят психологи, нормально: если учительское сообщество не будет защищать педагога, кто захочет работать в школе? Но беда в том, что порой сами стороны конфликта не могут даже приблизиться к столу переговоров. В этом случае на помощь может прийти медиатор – специально обученный посредник, который готов помочь построить диалог и при этом не занимает ничью сторону.

– Школа всегда говорит, что виновата семья, а семья – что виновата школа, – резюмирует Татьяна Леонидовна. – Поэтому и нужен незаинтересованный посредник, тогда будет проще договориться.

В крае институт медиации появился достаточно давно – первая такая служба была создана в конце 90-х на базе гимназии «Универс». Но сама образовательная система настолько реакционна, что об этой практике знают далеко не все школы, хотя в крае прошли уже три фестиваля служб школьной медиации – и участвуют в них учреждения даже отдаленных районов. Остается надеяться, что скоро медиация станет рутинной школьной практикой – и конфликтов в школах на самом деле станет меньше.

Мало кто из родителей помнит, но в Кодексе об административных правонарушениях есть статья о ненадлежащем воспитании ребенка (статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних)

Обратная связь

Поделитесь в комментариях к этой публикации своим опытом: как в вашей школе решаются конфликты: «учитель – ученик» или «учитель – родители».

Фото: pixabay.com

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре