По пути в «сердце Азии»

Как живут наши соседи-кочевники

По пути в «сердце Азии» Как живут наши соседи-кочевники


На юге Красноярского края, где степи бесконечны, а небо всегда синее, живут наши ближайшие соседи – хакасы, тувинцы и буряты. Кочевые племена, испокон веков следующие за солнцем, наследники великих племен и продолжатели национальных традиций. Кажется, что именно здесь, в Долине царей, соединившей Хакасию и Туву, дышит настоящая история, оживают легенды и мифы.

Хакасы

Первое знакомство русских и хакасов состоялось в XVIII веке, когда на берегу Енисея появился Абаканский казачий острог. Нельзя сказать, что оно было для местного населения радостным: хакасов, для которых главной религией был шаманизм, силой обращали в православие. Шаманизм истребить так и не удалось – теперь уже православные хакасы совершают древние обычаи и поклоняются старым святыням.

– После прихода русских на хакасской земле появились и другие национальности, – рассказывает Надежда Картанкова, руководитель общественной организации местной хакасской историко-культурной автономии «Алтын сыын». – У нас раньше исконным занятием было скотоводство, рыбалка, охота: зимой мы ели мясо, летом – еще и молоко. С приходом русских появилось земледелие, мы стали выращивать посевные культуры – рожь, ячмень. Появились сельскохозяйственные орудия труда.

Для хакасов природа наполнена духами, небо – великий Хан, огонь священен, ему поклоняются, а у традиционной войлочной юрты – восемь углов. Для того чтобы передавать эти традиционные представления о мире, и была создана хакасская автономия – в середине 90-х годов, но, как вспоминает Надежда Афанасьевна, даже до этого хакасская молодежь постоянно собиралась и проводила время вместе. Главная задача автономии сейчас – сохранение родного языка.

– С языком все плохо, причем не только в крае, – делится наблюдениями Надежда Афанасьевна. – Дома взрослые родители редко говорят на хакасском. Или взрослые говорят, а дети уже нет. Даже не во всех школах Хакасии есть родной язык. Смотришь, иной раз по телевизору артисты выступают – поют на хакасском, но произношение не то. Утрачивается язык, к сожалению… В прошлом году при Дворце труда и согласия мы вели воскресную языковую школу, надеюсь, что и в этом уже в октябре курсы продолжим.

В характере хакасов, как отмечает глава автономии, есть целеустремленность, даже упрямство.

– А еще все хакасы очень близки природе, связь с землей у нас осталась, хоть и живем в городах, – рассказывает Надежда Афанасьевна.

ИЗВЕСТНЫЕ ХАКАСЫ

Николай Федорович Катанов – первый хакасский ученый, российский тюрколог, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель, редактор.

Николай Григорьевич Доможаков – хакасский писатель.

Виктор Яковлевич Бутанаев – российский этнограф, доктор исторических наук, профессор.

Леонид Романович Кызласов – советский, российский археолог-востоковед, специалист по истории и этнографии Сибири, Средней и Центральной Азии, доктор исторических наук.

Владимир Герасимович Чаптыков – советский, российский, хакасский певец, педагог, государственный деятель.

Михаил Иванович Чебодаев – Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Пал смертью храбрых в одном из боев за освобождение Литвы 25 февраля 1945 года. Похоронен на воинском кладбище в литовском городе Скуодас, его именем названа улица в этом городе.

Буряты

В Енисейской губернии бурятов, можно сказать, и не было: перепись далекого 1897 года зафиксировала только одного человека, 1920-го – пять человек. Зато буквально через 10 лет на нашей территории было уже почти две тысячи. То, что раньше называлось в историографии «необъяснимым увеличением численности», в современности оказалось еще одним «великим переселением народов»: в республике было репрессировано больше двух десятков тысяч человек, многие из которых оказались в Норильске, Красноярске, на Колыме. Особенно пострадали верующие люди: по данным архива ФСБ РФ по Республике Бурятии, репрессиям подверглись 1 710 буддистов, 61 служитель православной церкви и 25 старообрядцев.

Сейчас, как отмечает Анатолий Базаров, руководитель Красноярской бурятской национально-культурной автономии «Алтан Гэрэл», в крае живет более 2,5 тысячи бурят, из них около тысячи – в Красноярске, причем больше половины – студенты.

Первое бурятское общество было зарегистрировано в 1997 году, и с тех пор в крае ведется активная работа по сохранению и развитию национальных традиций, культуры, родного языка, укреплению связей с исторической родиной. Автономия проводит традиционные национальные праздники: Сагалгаан – буддийский Новый год, бурятский спортивный праздник Сурхарбаан, для которого обязательны стрельба из лука, бурятская борьба и скачки.

– А еще, – говорит Анатолий Базаров, – наши девушки – победительницы и финалистки конкурса «Мисс Азия – Сибирь». Наши спортсмены – постоянные финалисты Кубка наций по футболу и других спортивных мероприятий.

Буряты – искусные ремесленники: в народном творчестве особое место занимает резьба по кости, дереву и камню, литье, чеканка по металлу, ювелирное дело, вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях. Исследователи единодушно видят в национальном характере бурят степенность, созерцательность, склонность к размышлению, связанные с буддийской традицией, и, возможно, излишнюю замкнутость, даже скрытность. Даже у современных бурят остается трепетное отношение к дому, символическая значимость национальной одежды, украшений. Традиционны и представления о роли и месте мужчины и женщины: по сей день особенно ценятся сыновья как будущие кормильцы старых родителей, наследники семейного очага и продолжатели рода.

ИЗВЕСТНЫЕ БУРЯТЫ

Владимир Александрович Борсоев – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой СГУ им. М. Ф. Решетнева.

Дамбо Очирович Макушкин – заслуженный машиностроитель РФ, кандидат технических наук, профессор кафедры КГТУ.

Александр Эдуардович Островский – кандидат медицинских наук, главный врач г. Лесосибирска.

Любовь Алексеевна Прушенова – кандидат медицинских наук, руководитель Буддийской общины г. Красноярска.

Даши Намдаков – российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.

Тувинцы

Тува – «сердце Азии»: именно она стала свидетелем развития, расцвета и заката одной из самых загадочных народностей – скифов. Говорят, что характер самих тувинцев, как и климат, – резко-континентальный. Это поддерживается влиянием двух религий – шаманизма и буддизма. Шаманизм связывает тувинцев с природой, не дает забыть о том, что пастбища, озера, степи, курганы – «живые», они населены духами. Тибетский буддизм, пришедший в Туву в XVIII веке, оставил в характере ценность смирения, терпения, духовного совершенствования, обратил людей к внутреннему миру и к небу, к вечности. В целом же тувинская культура – это культура людей бесхитростных, самодостаточных и неприхотливых.

Интеграция Тувы в российское экономическое и политическое пространство началась на рубеже XIX–XX веков. Больше всего тувинцев, как тогда, так и теперь, в Усинской котловине – в сопредельном с Тувой Ермаковском районе. По данным последней переписи, всего в крае живет около трех тысяч представителей этой национальности.

Тувинская молодежь активно участвует в общественной жизни Красноярска. В краевом центре молодые тувинцы первоначально образовали землячество, которое в начале XXI в. было преобразовано в Ассоциацию студентов-аспирантов «Салган» Республики Тывы (руководитель Г. Монгуш). Тувинская ассоциация совместно с другими молодежными объе

динениями якутов, хакасов и бурят организовала в 2004 г. Совет национальных молодежных объединений края. Среди первых мероприятий Совета было создание общей газеты и проведение 1-го Межнационального молодежного фестиваля.

Русских и тувинцев, хоть и живем мы рядом не так долго, объединяет общая суровая земля, ставшая нам родной. Глава Республики Тывы Шолбан Кара-оол вспоминает такой показательный случай:

– Пару лет назад у нас проводилась перепись населения, и было заявлено, что графа «национальность» не имеет значения. В Туве очень многие в этой строке написали «национальность – сибиряк».

ИЗВЕСТНЫЕ ТУВИНЦЫ

Сергей Кужугетович Шойгу – министр обороны Российской Федерации.

Чургуй-оол Намгаевич Хомушку – танкист, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Максим Монгужукович Мунзук – советский тувинский актер, один из основателей тувинского национального музыкально-драматического театра, режиссер, певец, собиратель музыкального фольклора, композитор, педагог.

Сайнхо Намчылак – тувинская и австрийская певица.

Альберт Кувезин – тувинский гитарист и певец, лидер группы Yat-Kha.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного