Меню Поиск
USD: 70.49 -0.01
EUR: 79.22-0.29
№ 44 / 1222

«Победу не приносят на золотом блюде»

Подготовку по системе всевобуча в Красноярском крае с 1941 по 1945 год прошли более 121 тысячи человек

Учения трудящихся села Емельяново. 1941 г. С первых недель войны в ожесточенных боях Красная Армия несла большие потери. Из 170 дивизий к середине июля 1941 года вышли из строя 48, а более 70 % потеряли половину своего состава и техники. Нужно было формировать новые подразделения, готовить резерв, который мог в любой момент отправиться на фронт. В сентябре 1941 года Государственный комитет обороны СССР принимает постановление № 690 «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан…»

Длительной и суровой

Всевобучем были охвачены все города и даже небольшие поселки: за несколько месяцев необходимо было изучить строевую подготовку, противохимическую защиту, рытье окопов и маскировку, овладеть стрелковым оружием и ручной гранатой.
- Необходимо, чтобы в нашей стране ни на минуту не ослабевала подготовка резервов на помощь фронту, – говорил И. Сталин. – Необходимо, чтобы все новые и новые войсковые части шли на фронт ковать победу над озверелым врагом.
В сентябрьском номере «Красной звезды» 1941 года предупреждали:
Надо осознать, что война будет длительной и суровой. Мы обескровим и уничтожим неприятеля, но эта невиданная в истории человечества вооруженная борьба потребует от нас больших жертв, полной мобилизации материальных, людских ресурсов страны и значительного времени. Победу не приносят на золотом блюде. Каждый советский гражданин должен быть ее творцом, каждый обязан принести на алтарь отечества свою готовность защитить родину, свое воинское уменье. Каждый должен уметь воевать…
В октябре 1941 года на территории Красноярского края началась подготовка военных специальностей – стрелков, станковых и ручных пулеметчиков, снайперов и истребителей танков. Обучение проводилось по 110-часовой программе. На огневую подготовку отводилось 38 учебных часов, на тактическую – 18, на строевую – 26, на рукопашный бой – 14, на изучение уставов и саперное дело – по 7.

Предприятия, вузы включались в систему военной подготовки вне зависимости от их специализации. Так, при краевой конторе Госбанка, которая занималась финансами, было создано несколько звеньев: охраны, наблюдения и светомаскировки, противопожарной, противохимической защиты, а также связи и сигнализации. Дополнительно проводились походы в противогазах на расстояние 3–7 километров, сдача нормативов по гранатометанию. Изучали ручной пулемет, около двадцати человек посещали кружок по истреблению танков.

Присоединились и учащиеся образованной накануне войны Красноярской юридической школы: девушек обучали военно-санитарному делу, юноши становились мотоциклистами, радистами-операторами.

Снежная кавалерия

Резервы всеобуча учатся форсировать водные преграды. Июнь 1943 г.

«Сегодня ты боец всевобуча – завтра ты боец фронта», – напоминали агитационные плакаты, призывая серьезно относиться к занятиям. Осоавиахим – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, которое было основано еще в конце 20-х годов прошлого века, обучало стрелков, радистов-операторов, телеграфистов-морзистов, телефонистов, мотоциклистов. Были задействованы военно-морской клуб в Красноярске, автомотоклуб в Хакасии, школы связи.

Зимой готовили «снежную кавалерию»: красноярские лыжники, хорошо обученные, выносливые, привычные к морозам, в суровую зиму 1941 года защищали Москву, сражались в Карелии, на финском направлении.

Можно сказать, что система военного обучения охватила всю страну – от мала до велика. Наряду со сказками А. Пушкина для детей издавались книжки «Как сделать простое убежище», «Учись распознавать вражеских парашютистов, шпионов и диверсантов».

Быть может, сейчас они вызывают недоумение и даже смех. Но мальчишки того времени, потерявшие на войне отцов, видевшие, как рыдают их матери, не зная, чем накормить детей, мечтали, как и все, о победе. А еще о том, что они, пусть и здесь, в тылу, смогут помочь стране – узнают и остановят врага.

Начальная военная подготовка еще до войны была введена в школы. Перелистать издания для 5, 6 и 7-го классов благодаря Всемирной паутине можно и сейчас.

Военная топография. Строевая подготовка. Изучение устройства гранаты и малокалиберной винтовки. «Да для детей ли этот учебник?» – воскликнет родитель XXI века, уверенный в том, что его ребенку в 11 лет еще рано гулять в соседнем дворе.

Но в книге, выпущенной в 1940 году, нет никаких намеков на снисхождение:
Мы все время должны быть начеку. Война против нас может начаться в любое время, в любой час.
«Уметь воевать должен каждый». Эти слова слышали колхозник, учитель, врач, инженер. И если вначале еще не хватало макетов и даже самодельного оружия, то уже через несколько лет система военной подготовки работала почти без перебоев.

Но к зиме 1943 года мобилизационный ресурс края был почти полностью исчерпан. Почти полмиллиона человек – каждый четвертый житель региона ушел на фронт. Из них погибли или пропали без вести 165 тысяч.

Крах «Эдельвейса»

В 1942 году особенно ожесточенные битвы велись на Кавказе: фашисты хотели получить доступ к ресурсам – в то время здесь добывалось 86 % нефти и 65 % газа СССР. Немалую роль в победе над врагом сыграли красноярские скалолазы-столбисты. Было сформировано два отделения горно-разведывательного отряда. Они более суток сдерживали непрерывный натиск элитной горной дивизии «Эдельвейс».

Обучал отряды советских альпинистов столбист Евгений Абалаков.

НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ

***

«Многие бойцы не ограничиваются одними лишь занятиями в установленные дни. Каждую свободную минуту они отдают дополнительной подготовке, углублению своих знаний. Кассир совхоза «Транспортник» Нумарович, учитель Бойков, слесарь Никонов и другие часто приходят на учебный пункт, чтобы потренироваться в отработке штыкового удара. Приседание, выпад, удар, защита винтовкой – все это делается так умело, что не верится, будто до всевобуча эти товарищи не держали винтовки в руках. Горячее желание полнее и всесторонне овладеть военным делом, чтобы в любое время с оружием в руках встать на защиту Родины, вырабатывает ловкость, находчивость, сметку».

***

«Партийные, комсомольские и общественные организации Ужурского отделения Красноярской дороги проделали большую работу по всеобщему обучению железнодорожников. Наряду со строем, искусством окапываться и маскироваться железнодорожники под руководством опытных инструкторов изучают винтовку, пулемет, учатся бросать гранаты, выводить из строя вражеские танки».

***

«С утра установилась теплая и тихая погода. Над белыми таежными хребтами, оцепившими город, клубятся легкие облака. В середине дня в сопках стремительно развертываются боевые действия. Вот первая рота тов. Клименкова пошла в обход противника с правого фланга. Низко припадая на снег, быстрыми перебежками всевобучники приближаются к «противнику». Но наступление идет вяло. Миномет и станковый пулемет все время остаются обнаженными для «противника». Всевобучники этого подразделения при перебежках не окапываются. Они быстро обнаружили себя и вызвали огонь «противника». Застрочили «вражеские» пулеметы. Рота Поплавского несет большие «потери». Санчасть, которой руководит Ковалев, с первых шагов операции выявила свою неподготовленность. Санитары вязнут в снегу, мечутся по полю, но своевременной помощи «раненым» бойцам оказать не могут. Они отстают от наступающих. Всюду, где действуют не по-боевому, появляется тов. Гримберг. Он выправляет создавшееся трудное положение, учит командиров, как надо руководить подразделениями при наступлении.
– Лопата в бою – это жизнь! Окапывайтесь, товарищи, глубже зарывайтесь, – подсказывает он всевобучникам.
Мало-помалу забываются условности. Всевобучники начинают использовать местность, маскироваться и окапываться при перебежках. Положение второй роты выправляется».

При подготовке использованы материалы книг «Красноярск – Берлин.1941–1945», «Трудовой фронт Красноярья 1941–1945»

№ 44 / 1222

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео