За последний год количество нарушений прав заемщиков в Красноярском крае сократилось, меньше поступает угроз от микрокредитных организаций. Но появились «серые» коллекторы, которые донимают заемщиков СМС-сообщениями и звонками, не считаясь с законом.
Настойчивость не всегда хорошее качество
Тема просроченных платежей по кредитам актуальна для нашего региона. Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю недавно провело прямую линию, на которую позвонили 17 человек. И все с одной проблемой: неизвестные донимают их звонками с угрозами. Например, с жалобой на очень настойчивых коллекторов обратился житель Красноярска. Его знакомый получил заем в одной из микрофинансовых организаций, при этом оставил номер телефона своего приятеля. Заемщик средства не вернул, и кредиторы обратились к контактному лицу: часто звонят, присылают СМС-сообщения. При этом допускают выражения, унижающие честь и достоинство человека.
Как отмечают судебные приставы, с настойчивостью коллекторов сталкиваются жители всех территорий края. Но чаще всего в управление за защитой своих прав обращаются должники из Назаровского и Березовского районов, Норильска, Зеленогорска.
Все заявления пострадавших берутся на контроль, расследуются. По результатам рассмотрения дел принято 45 судебных актов, выписано штрафов на общую сумму 1 миллион 940 тысяч рублей.
Диалог важен
Сразу оговоримся: по закону кредитору не запрещено выходить на связь с должником, не погашающим свои долги (через телефонные переговоры, личные встречи, СМС-сообщения, почтовые отправления), но делать это необходимо по определенному алгоритму. Например, по каждому неоплаченному обязательству звонить можно не более одного раза в сутки (стоит учитывать: если долгов 5–6, то и звонков в день может поступать столько же) и не более двух раз в неделю. При этом между кредитором и заемщиком должен состояться диалог. То есть финансовая организация или коллекторское агентство может звонить до тех пор, пока заемщик не ответит на все вопросы по задолженности.
– Должники ошибаются, когда считают, что поднятая и тут же брошенная трубка телефона означает состоявшийся диалог, – поясняет начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю Елена Козлова. – Необходимо рассказать, какие меры будут приниматься по погашению долгов. Лучше не отказываться от диалога, иначе звонки будут продолжаться. В данном случае права должника не нарушаются.
Эти правила касаются и личных встреч с кредиторами. По закону, посещать своего должника по адресу его проживания можно один раз в неделю. Но, опять же, если им открыли дверь и прояснили ситуацию с возвратом займа.
Впрочем, как говорят в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, микрофинансовые организации зачастую не выходят по адресам должников, ограничиваются звонками.
«Серый», потому что неизвестный
Права должников нарушают в основном «серые» коллекторы, которые в СМС-сообщениях угрожают клиенту расправой над ним или его родными, ставят номер на дозвон, не представляются во время телефонных переговоров.
«Серые» коллекторы – это неизвестные лица, которые действуют за рамками правового поля. Их невозможно установить в силу разных обстоятельств. Например, они пользуются сим-картами, зарегистрированными на третьих лиц, которые об этом не подозревают.
Владельца одной из таких сим-карт судебные приставы отыскали в Дагестане. Мужчина, занимавшийся медицинской деятельностью, даже не знал о том, что на него зарегистрирован телефонный номер. Ему пришлось его заблокировать. Очевидно, что сим-карта приобреталась без его ведома, в документах – поддельная подпись.
Нарушением прав должника является и почтовое отправление, в котором человека вводят в заблуждение относительно последствий его неплатежеспособности. Например, предупреждают об изъятии имущества, если не вернет долг. Но, как говорят судебные приставы, это заведомая ложь. Ведь решение об изъятии ценных вещей может принять только суд.
В Управлении Федеральной службы судебных приставов отмечают: если должник считает, что его права нарушаются коллекторами, он должен немедленно обратиться к приставам с письменным заявлением, приложив распечатку детализации услуг связи, и указать, с какого номера телефона ему досаждают угрозами.
Направить заявление и документы можно почтой по адресу: г. Красноярск, ул. 6-я Полярная, 2. А также через интернет-приемную на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (r24.fssprus.ru). Консультацию можно получить в рабочие дни с 9 до 18 часов по телефонам 8 (391) 222-00-21, 8 (391) 222-00-30.
Что делать, если вам звонят?
«Серые» или «черные» коллекторы – беда не только нашего региона. Недавно полиция раскрыла в Санкт-Петербурге группу компаний, которая занималась незаконным коллекторством. Для работы с должниками микрофинансовых организаций в Северной столице было создано несколько call-центров по 50–100 сотрудников в каждом. Только один такой центр способен был обзвонить до 10 тысяч должников. По телефону операторы представлялись легальными взыскателями долгов, сотрудниками Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел и других правоохранительных органов.
Эксперты «Общероссийского народного фронта» рассказали, как не попасть на удочку мошенников.
– Что делать, если вам звонят по поводу взыскания задолженности? Необходимо сохранять спокойствие. Возможно, это действительно взыскатели, – говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. – Если у вас возникли сомнения или вы понимаете, что ваши права нарушаются, надо попросить у звонящего представиться в соответствии с требованиями федерального закона № 230 «О защите прав физических лиц при возврате задолженностей», представить необходимые документы, подтверждающие существующую задолженность, чтобы все проверить и понять, что это не мошенники и не правонарушители. Вы имеете на это право.
Правоохранительные органы в основном ведут коммуникацию с гражданами через почту, направляя заказные письма с уведомлениями. Звонки из МВД и ФССП осуществляются крайне редко. Но если такой звонок все-таки состоялся, Евгения Лазарева рекомендует уточнить у звонящего фамилию, имя, отчество, звание или должность, принадлежность к конкретной структуре и территориальному подразделению. Затем на официальном сайте организации найти телефон этого территориального подразделения и перезвонить. Это поможет убедиться в том, что звонили именно оттуда.
– Согласно закону, граждане вправе проводить аудио- и видеозапись взаимодействия со звонящим, фиксировать время и частоту поступающих звонков. Эта информация пригодится для оформления обращения в правоохранительные и надзорные органы в случае нарушения прав заемщика при осуществлении процедуры взыскания, – резюмировала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».