Покупай, но не покупайся Более 15 тысяч жителей края обратилось за защитой прав потребителей в прошлом году

Покупай, но не покупайся Более 15 тысяч жителей края обратилось за защитой прав потребителей в прошлом году

Судя по заголовкам новостей, красноярцы активно судятся с управляющими компаниями, магазинами бытовой техники, туркомпаниями. Пытаются вернуть в семейный бюджет средства за некачественные коммунальные улуги, бытовую технику или испорченный отдых. Однако, по словам экспертов, количество рассматриваемых сегодня дел – это всего лишь капля в море.

За чей счет экспертиза?

– У нас низкая правовая грамотность населения, недоверие к работе самой судебной системы, отсюда – стереотип у большинства населения, что защита прав – это долго, дорого и вообще малорезультативно, – комментирует Александр Клачков, сотрудник Красноярской региональной общественной организации защиты прав потребителей.

Большинство людей, узнав о дефекте товара, предпочитает просто махнуть рукой и не тратить свои время и средства. Но если речь идет не о копеечной цене, а о вполне значительной сумме, затраченной, к примеру, на холодильную камеру, которая уже через несколько месяцев стала работать со сбоями? Что делать?

– Если гарантийный срок не установлен, то в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» человек вправе предъявить требования по поводу недостатков товара в пределах двух лет со дня покупки.

Когда установлен гарантийный срок менее двух лет и недостатки товара обнаружены в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить требования. Правда, нужно доказать, что недостатки товара возникли до его покупки или по причинам, возникшим до этого момента, например, носят производственный характер, – поясняет Наталья Краснопеева, пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. – В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения недостатков (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки или соразмерного уменьшения покупной цены,
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Установлены следующие сроки выполнения продавцом требований потребителя:

  • незамедлительно (если иной срок не определен в письменной форме соглашением сторон), то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа, – для устранения недостатков;
  • 10 дней – для возврата уплаченной за товар денежной суммы или соразмерного уменьшения покупной цены, а также возмещения иных убытков;
  • 7 дней (по общему правилу) – для замены товара. За каждый день просрочки выполнения требований потребителя продавец уплачивает неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки.

По данным краевого Роспотребнадзора, в 2013 году к ним поступило более 15 тысяч обращений, связанных с нарушением защиты прав потребителей. Около 60 процентов из них касаются розничной торговли.

Добавлю, что в ряде случаев требуется экспертиза товара, которую изначально оплачивает продавец. Но если в заключении будет стоять фраза «дефект возник вследствие несоблюдения правил эксплуатации», то есть качество товара не будет поставлено под сомнение, стоимость экспертизы придется компенсировать. А ее цена может быть достаточно весомой для семейного бюджета. Именно поэтому решаться на экспертизу стоит лишь в том случае, если вы твердо уверены в своей правоте или же готовы к дальнейшим решительным действиям: независимой экспертизе за свой счет, суду и т. д.

В досудебном порядке выгодней

Александр Клачков исходя из своей практики выделяет три наиболее многочисленные группы претензий: покупка бракованного электронного устройства – планшета или телефона, незаконное взимание банками комиссий, некачественная установка окон, кривые, промерзающие стены и т. п. в новом жилье.

Суд – это конечная инстанция, где принимается решение о правомерности требований истца. Однако часть организаций предпочитает все же разбираться с потребителем в досудебном порядке. По словам Александра Клачкова, с финансовой точки зрения им это выгоднее в три раза:

– Если продавец товара или поставщик услуги не удовлетворяет требования, то в случае положительного для истца решения суда сумма стремительно возрастает. Например, за некачественный телефон стоимостью 10 тысяч рублей продавцу могут насчитать сумму 30 тысяч. Откуда разница? Если покупателю не возвращают деньги за некачественный товар в течение 10 дней, то начинает накапливаться неустойка. Нередко к моменту вынесения судебного решения она составляет сумму, равную цене товара. Плюс штраф, возмещение морального вреда и затраты на юриста. Если делали экспертизу, то ее стоимость также закладывается.

Приведу интересный пример из своей практики. Обратилась за помощью женщина, которая приобрела для своего сына обувь в известном красноярском магазине. Однако в первый же день эксплуатации отлетела подошва. Магазин отказался возвращать деньги. Но экспертиза показала, что в этом случае причиной стал производственный дефект. Покупательница обратилась к нам за помощью в составлении претензии. На тот момент данная услуга оценивалась в тысячу рублей. В ходе разбирательств магазин вернул деньги за обувь и экспертизу, но компенсировать стоимость услуги за составление документа не стал. Женщина оказалась принципиальной, обратилась в суд. И эта тысяча превратилась в 16 тысяч рублей. Неустойка, штраф, моральный вред…

Хорошо, когда все благополучно заканчивается и покупатель получает возмещение средств и потраченных нервов в полном объеме. А если нет?

В большинстве случаев суд встает на сторону потребителя. Но бывает и так, что эти решения не исполняются. По статистике, едва ли не 20 процентов дел имеют такой печальный финал. Когда ответчиком выступает крупная компания, проблем обычно не возникает. Если добровольно выплачивать деньги не хотят, накладывается арест на счета, деньги списываются.

Хуже всего, когда человек, пытаясь сэкономить, заключает договор на оказание услуги с неизвестным ИП, у которого за душой ничего нет. В такой ситуации взыскание средств по решению суда становится настоящей проблемой.

– Но ИП по закону хотя бы отвечает всем своим имуществом, – рассуждает Александр Клачков. – У меня была пара случаев, когда на момент вынесения решения судом ИП был уже не ИП, но закон говорит: если человек получает прибыль, продавая товары или услуги, он также подлежит ответственности.

А вот учредители общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам самого общества. И если ООО ликвидируется, то и выплат, соответственно, не дождешься.

Или еще такой пример. Продавали в Красноярске печально известные пылесосы стоимостью по 100 тысяч рублей и более. Юридический адрес фирмы находится в Екатеринбурге. Обманутый потребитель судится с этой компанией, выигрывает дело, ему полагается возмещение ущерба – это крупная сумма: стоимость техники, моральный вред и так далее. Но вернуть деньги не получается. У фирмы нет денег на счетах.

Так что, перед тем как тратить кровно заработанные, проверьте, а надежный ли это магазин. Обратите внимание на срок работы компании. Поищите отзывы в Сети. И не стремитесь сэкономить любой ценой.

СПРАВКА «НКК»

Горячая линия Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю: тел. 8 (391) 226-89-50.

С образцами претензий и исковых заявлений можно ознакомиться на сайте http://24.rospotrebnadzor.ru в разделе «Уголок потребителя».

Союз потребителей РФ

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о
Оперативный маневр
Май продолжает радовать красноярцев летней погодой и температурами. Лишь огнеборцам сейчас не до красот природы. Для них продолжается в прямом
Яркая игра – яркая победа
На поле вышли команды всех предприятий СУЭК в нашем регионе – Бородинского, Назаровского, Березовского разрезов, погрузочно-транспортного управления и ремонтно-механического завода