Пора бросать?

Рестораторы и перевозчики с тревогой ждут вступления в силу «антитабачного» закона

Пора бросать? Рестораторы и перевозчики с тревогой ждут вступления в силу «антитабачного» закона

С 1 июня этого года нас накроет вторая волна «репрессий» для курильщиков. Курить нельзя будет в ресторанах, барах, ночных клубах, в поездах и на перронах, в скверах и парках… Кто будет контролировать исполнение закона? Какие места оставят для курильщиков и что, в конце концов, делать пассажирам поездов дальнего следования? Эти и многие другие вопросы обсуждались на заседании круглого стола «Курение под запретом», прошедшего в нашей редакции 20 мая.

В обсуждении этой не самой простой темы приняли участие главный врач краевого центра медицинской профилактики Ольга КУТУМОВА, депутат Законодательного собрания Красноярского края Павел СЕМИЗОРОВ, заместитель начальника отдела управления общественного порядка ГУ МВД России по Красноярскому краю Татьяна ЕРМОШКИНА, заместитель руководителя общественной безопасности администрации г. Красноярска Аркадий МЕДВЕДЕВ, начальник отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Татьяна КОЖЕВНИКОВА, доцент кафедры административного права Сибирского юридического института ФСКН России Андрей ИВАНОВ, начальник отдела обслуживания в поездах Енисейского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Татьяна ФЕДОРЕНКО, генеральный директор сети кафе и ресторанов «В. В. Владимиров и Ко», депутат горсовета Красноярска Владимир ВЛАДИМИРОВ, PR-менеджер торговой сети «Командор» Екатерина БЕРНТАЛЬ.

В России курит 44 миллиона

«Наш Красноярский край»:

– С 1 июня вступают в силу нормы закона, который уже назвали антитабачным. Помогут ли запретительные меры изменить психологию жителей нашей страны, края или мы будем сталкиваться с дискредитацией нового закона, наблюдать его неэффективность? Прежде всего давайте осветим положения закона, которые коснутся каждого.

Андрей Иванов:

– 1 июня мы проснемся в той же стране с тем же законом. Однако меры, которые он содержит и которые в начале лета вступают в силу, можно смело назвать революционными. Это существенные ограничения – мест курения табачных изделий, их продажи, распространения информации в художественных и иных произведениях, а также ценовые и налоговые меры. Нужно напомнить гражданам, что это не последние изменения – финальный этап ждет нас в 2017 году, но именно июньские нормы носят радикальный характер.

Естественно, речь ни в коем случае не идет о тотальном запрете и повальном наказании. В первую очередь мы должны информировать население, предупреждать, разъяснять – создавать весь комплекс условий для того, чтобы закон работал.

«Наш Красноярский край»:

– В основном нормы закона касаются защиты прав некурящих граждан, а люди по другую сторону привычки попадают все-таки под репрессии?

круглый столАндрей Иванов:

– Закон не просто направлен на защиту некурящих, он должен создать условия по минимизации потребления, и, самое главное, закон позволяет гражданам, которые курят, оздоровляться и получать медицинскую помощь.

«Наш Красноярский край»:

– То, что курение вредно, – аксиома, которая никем не оспаривается – ни теми, кто курит, ни теми, кто не курит. Существуют ли эффективные меры борьбы с курением?

Ольга Кутумова:

– Наш край в вопросе борьбы с курением передовой: еще в 2009 году все лечебные учреждения стали организациями, свободными от табачного дыма. И уже в 2011-м результат был: 5 % медицинских работников и 9 % пациентов отказались от табака только потому, что запретили курить в больнице. Но мы понимаем, что в Красноярском крае зависимость у людей очень сильная – курильщиков значительно больше, чем по России. 44 млн в стране курят, это 36 % взрослых жителей. У нас в 2009 году курили 46 % взрослых: 69 % мужчин и 25 % женщин!

Безальтернативно запрещать курение нельзя – и мы попробовали курильщиков лечить. Из 400 пролеченных в рамках первого этапа эксперимента 300 человек отказались от курения. Пять лет нашей работы привели к тому, что в прошлом году в крае курили 33 % взрослых, а в этом уже 28,4 %. В прошлом году мы пролечили 1 500 человек, в этом – 4 500. Информация пошла, люди стали отказываться от табака и приходить за помощью.

«Наш Красноярский край»:

– Часто говорят о курительном лобби в Госдуме. Мы можем как угодно бороться с курильщиками, но пока сигареты будут дешевыми и доступными, все это будет бесполезно. Какова ситуация с этой точки зрения?

СемизоровПавел Семизоров:

– То, что некоторые депутаты лоббируют интересы больших промышленных групп, в том числе табачных, ни для кого не секрет. Но это не касается нашего края: в Законодательном собрании мы еще с 2011 года начали обсуждать антитабачные инициативы. И наконец-то огромная армия некурящих получила свой закон, которого мы так добивались.

«Кто будет контролировать исполнение закона?» – самый серьезный вопрос, который интересует общественность. Я не до конца уверен, что правоохранительные органы, исполнительная власть, на которую сейчас возложены обязанности по собиранию тех же штрафов, смогут реагировать на нарушения вовремя. Но мы должны понимать, что этот закон направлен на самих людей. Не нужно ждать, пока полиция примет какие-то меры, – от нас, граждан, должно звучать общественное порицание, тогда и не понадобится вмешательство правоохранительных органов.

Уже в 2013 году принят закон края об охране здоровья населения от воздействия табачного дыма, в частности, в дополнение к федеральному закону расширен список мест, где курение запрещено. Мы добавили в перечень скверы, места, где проводятся культурные мероприятия, парки.

Ответственность будет нести каждый

«Наш Красноярский край»:

– Кто же все-таки будет следить за реализацией закона, бороться с его нарушениями? Куда обращаться с жалобами на любителей покурить вблизи детских площадок?

Татьяна Ермошкина:

– В полицию. Но нужно понимать, что МВД не единственный и даже не главный исполнитель этого закона. Контрольно-надзорными полномочиями в данной сфере обладает ряд ведомств, в том числе федеральный антимонопольный орган, Роспотребнадзор, Государственный пожарный надзор… Полиция наделена полномочиями по привлечению к ответственности лиц, которые нарушают установленный федеральным законом запрет на курение в общественных местах. То есть, выполняя свою основную задачу по охране порядка, наши сотрудники реагируют и на такого вида нарушения.

Определенные нормы закона вступили в силу 15 ноября, и за 2013 год в крае были возбуждены дела в отношении 125 правонарушителей. На 1 мая таких нарушителей выявлено уже 1 092 человека, из них за курение на детских площадках возбуждены дела в отношении 9 граждан. Напомню, штраф за курение на детской площадке составляет 2–3 тыс. рублей.

По состоянию на 1 мая было наложено штрафов на сумму более 400 тыс. рублей, а взыскано порядка 107 тыс. рублей. Процент небольшой, но это в основном добровольно оплаченные административные штрафы. Хочу заверить всех правонарушителей: каждый будет нести ответственность в виде административного штрафа – мы тесно сотрудничаем со службой судебных приставов.

Татьяна Кожевникова:

– Полномочия Роспотребнадзора в этой области действительно были расширены. С ноября 2013 года мы выявляем несоблюдение требований к знаку запрета курения, нарушение установленного запрета курения табака, спонсорство табачных компаний, стимулирование продаж табака, несоблюдение ограничений, нарушение запрета в сфере торговли табачной продукцией. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность и простых гражданин, и юридических лиц. Минимальный штраф – в зависимости от статьи – от 500 рублей, максимальный – до 15 тыс. Я думаю, введение новых мер сможет более эффективно влиять на то, чтобы не только граждане, но и все хозяйствующие субъекты соблюдали требования федерального закона.

Только за этот квартал 2014 года нами было проверено 55 хозяйствующих субъектов и 82 организации торговли и общественного питания, в 30 % случаев были установлены нарушения федерального закона. Очень часто выявлять нарушителей помогают неравнодушные граждане.

Андрей Иванов:

– И все-таки закон нуждается в корректировке, например, в части, касающейся детских площадок. Необходимо расширить перечень должностных лиц, которые бы имели право составлять протокол о таких правонарушениях, – это должна быть не только полиция.

«Наш Красноярский край»:

– Зачастую у нас по тому, как процессы идут в Красноярске, судят о том, как реализуется закон во всем крае. Как сегодня городская администрация планирует подключаться к реализации закона? Какие-то свои меры будут предложены?

Аркадий Медведев:

– Администрация города совместно с депутатским корпусом не один год занимается пропагандой здорового образа жизни. Этому направлению уделяется очень большое внимание – развитие спортивной инфраструктуры острова Татышев, резонансный проект «Турник в каждый двор»… Посмотрите на Татышев – там каждые выходные собирается более 20 тыс. горожан – и никто не курит.

Но, к сожалению, несмотря на все наши усилия, еще есть вопиющие факты нарушения законодательства – продажа несовершеннолетним сигарет и алкоголя. Но у администрации города есть механизм, который позволяет в случае фиксации нарушения полицией расторгать с такими предпринимателями договоры.

В ближайшее время вместе с администрацией Красноярского края мы продумаем механизм привлечения граждан к охране общественного порядка, – это будет большое подспорье. Сейчас у нас такие добровольные отряды есть, но в этом направлении они работают разрозненно, – наша задача их сплотить.

У нас точно будут проблемы

«Наш Красноярский край»:

– С наибольшей обеспокоенностью 1 июня ждут представители пассажирских компаний, кафе, ресторанов, торговых сетей: в основном, когда говорят о минусах закона, упоминают убытки, которые понесет бизнес. На ваш взгляд, будет работать закон или не будет?

ВладимировВладимир Владимиров:

– Конечно, хочется, чтобы закон работал. Но сразу скажу, что, чем ниже уровень жизни и депрессивней регион, тем труднее его внедрять: люди пьют и курят. Рестораны и кафе с ужасом ожидают начала исполнения этого закона. Ждем падения выручки, но будем соблюдать закон, потому что штрафы за его несоблюдение довольно весомые. Уже сейчас принимаем определенные меры: в двух новых заведениях оборудуем комнаты для курения. После 2017 года уберем и их.

Я не питаю особых иллюзий, что мы сможем добиться исполнения закона без скандалов. Особенно там, где выпивают, это будет огромнейшая проблема. В центре города в заведениях за последние 2–3 года мы видим реальное уменьшение клиентов в залах для курящих, и, наоборот, залы для некурящих пользуются большим спросом. Однако на окраине города все наоборот.

БернтальЕкатерина Бернталь:

– Мы уже демонтировали табачные боксы в супермаркетах, в гипермаркетах они исчезнут 30 мая. Теперь рядом с кассами будут находиться закрытые боксы, покупатель будет видеть только прейскурант со списком в алфавитном порядке. Курильщики в любом случае найдут сигареты, как бы мы их ни прятали в торговом зале. Но 30 мая в седьмой раз мы будем проводить акцию, приуроченную ко Всемирному дню отказа от курения. С 7:00 до 14:00 мы вообще не будем продавать сигареты.

«Наш Красноярский край»:

– А как обстоят дела на железной дороге?

Татьяна Федоренко:

– Мы с нового года информируем пассажиров об изменениях законодательства по поездному радио, расклеиваем в тамбурах стикеры. Первый вопрос пассажиров: а где курить будет можно? Федеральная пассажирская компания пока нас не проинформировала – может быть, будут какие-то специальные места на перронах. Пока курить запрещено и в поездах, и на перронах.

Мы боимся 1 июня, не представляем, как проводник будет разъяснять пассажиру поезда Москва – Владивосток, что он не будет курить семь дней. У нас точно будут проблемы. Мы можем проводить только разъяснительную работу. Проблема еще и в том, что в последнее время сокращается число сотрудников полиции, сопровождающих поезда. За последние два-три года – на 30 %.

«Наш Красноярский край»:

– 1 июня данные нормы закона вступят в силу, и мы будем их исполнять. Хотелось бы, чтобы и представители власти, и органы правопорядка, и наши граждане относились с пониманием к тому факту, что нельзя одномоментно изменить менталитет и чрезмерно давить на бизнес. И все же мы все вместе можем попытаться к Универсиаде привить совершенно иную культуру в молодежной среде – моду на здоровье.

Лазейка в законе

Многие законопослушные курильщики уже сейчас думают о том, как же им быть в кафе-барах-ресторанах и поездах дальнего следования. Самым доступным и очевидным вариантом остается электронная сигарета, или, как называют ее специалисты, ингалятор. Почему-то наше население считает ее абсолютно безвредной, а кто-то даже рассматривает как «заместительную терапию при никотиновой зависимости». Ее можно «курить» на рабочем месте, в зонах отдыха и даже в святая святых – на детских площадках. Да, по закону это действительно так, но есть одно НО. Электронная сигарета так же вредна, как и обычная. Пар, который образуется из ароматизированной жидкости, содержит вещества первого класса токсичности – они вызывают рак. И это уже доказано многолетними европейскими исследованиями – именно поэтому электронные сигареты запрещают в странах Евросоюза. (К слову, там совсем скоро нельзя будет купить и ароматизированные сигареты.)

К сожалению, антитабачный закон в последней редакции совершенно выпустил из виду так называемые ингаляторы. Их нет в федеральном законе, а это означает, что они не могут появиться и в законах субъектов. В совокупности с тотальным запретом на курение табака такое упущение начинает напоминать то же самое табачное лобби, но на этот раз – уже производителей электронных сигарет. Остается надеяться, что в закон будут вноситься поправки и запрет будет распространяться и на любителей такого рода «ингаляций».

А пока единственным вариантом борьбы с этими псевдобезвредными курительными приборами остается издание локальных нормативных актов на рабочих местах – отдельно взятый работодатель в отдельно взятом коллективе может запретить выпускать никотиновый пар на рабочем месте. И очень хочется верить, что таких работодателей будет много.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного