В Эвенкии, где жизнь сурова так же, как климат, человеку сложно одному. В тундре живут семьями, родами – вместе легче кочевать, охотиться и ухаживать за оленями. И, даже переселяясь в поселок, эвенки всегда знают, где чьи, кто какого рода. Родами ведут свое небольшое дело, и такой вариант – самый надежный для Севера, где в принципе сложно найти работу.
Записала на свою фамилию
Дом Марии Воробьевой, большой и гостеприимный, знают многие в Туре. Но своим настоящим домом она считает тундру – 290 тысяч гектаров родовых земель неподалеку от Юкты, «на востоке, где солнце встает». Они отданы в аренду родовой общине «Орунчакан», что по-эвенкийски означает «Олененок».
Мария Эдуардовна в девичестве Увачан, по отцу – Майзенгер.
– Папа с Поволжья, сосланный, поэтому мама записала нас на свою фамилию, – объясняет такое фамильное разнообразие Мария Эдуардовна достаточно буднично, выставляя на стол обед: салат из оленьей печени с соленым огурчиком, жареную щуку и суп из оленины. Его научила варить мама Марии – Дора Ильинична Увачан. Историю любви мамы и папы знает вся большая семья: Дора Ильинична и Эдуард Яковлевич познакомились, когда молодая эвенкийка сплавлялась по Нижней Тунгуске от Юкты.
– Там ее папа и поймал, – рассказывает Мария. – И влюбился.
На тот момент он жил в Эвенкии уже 13 лет, эта земля на самом деле стала для него своей: когда все его братья вернулись на Урал, он решил остаться в Юкте. Любил охоту и рыбалку, перенял у эвенков основы оленеводства, а эвенкийский знал лучше немецкого. Именно Эдуард Яковлевич решил после перестройки создать крестьянско-фермерское хозяйство с оленьим стадом в сто голов, которое в 2001 году было преобразовано в родовую общину. И возглавлял его до прошлого года.
Жить тайгой
– Очень жаль, что вы не застали папу, – Мария Эдуардовна вздыхает. – Теперь руководить общиной приходится мне.
Братья Майзенгеры были прирожденными охотниками, Эдуард Яковлевич даже получил звание «Гвардеец пушного промысла». Сейчас его дело продолжают дети и внуки. Родовая община, как и предки сотни лет назад, живет охотой и рыбалкой.
– Раньше, конечно, было лучше: излишки можно было сдать и заработать, – рассказывает глава общины. – Сейчас мы излишки не сдаем, а продаем мясо перекупам. Вон, видите, лицензии на мясо лежат. Голубенькие на дикого оленя, 200 штук, розовые на соболя, я совсем немного беру, соболем заниматься невыгодно.
Заработком это назвать сложно: в общине трудятся 9 родственников, и добытого оленя им хватает кое-как до следующего сезона. Охотятся зимой, а с осени начинают забрасывать на участки горючее и еду. Труд этот очень тяжелый, но выбора у них фактически нет: найти другую работу, даже в Туре, сложно.
– Слава богу, власть не обижает: рыбачим, охотимся, – делится Мария. – А как иначе? Нас не будет – вообще никого не будет. Кто тут захочет жить?
Мария Эдуардовна не берет много лицензий – говорит, предки эвенки делали так же: добывали зверя столько, чтобы хватило семье и можно было переработать. Сейчас от идеи переработки они пока отказались, добывают слишком мало – в прошлом сезоне продали семь тонн, если поделить это на всех работников, сумма получается очень скромная.
Давай поставим чум, как раньше
Сестра Марии Эдуардовны сейчас руководит Юктой. Об этом поселке в семье говорят как о земле обетованной: жемчужина Эвенкии, теплая речка, пески, ягодные места – что еще нужно человеку для счастья. Поселок, как и многие в Эвенкии, живет воспоминаниями о славном прошлом – когда-то там была огромная звероферма. Сейчас семья Майзенгеров мечтает поставить церковь, рассказывают: уже возили батюшку – ему очень понравилось. И все ждут лета, чтобы увезти туда детей отдыхать на каникулы: даже такой небольшой поселок, как Тура, кажется тесным после просторов тайги.
– Я говорю семье: давай, как раньше, чум поставим на берегу, где мы оленей держали, – делится Мария Эдуардовна. – Я так люблю эти места, я знаю, как там красиво весной и летом.
Но время ушло, дети осели в поселке, таежный труд очень тяжелый. И, пожалуй, это последнее поколение, которое живет старым укладом. Хоть и хочется верить, что это не так.
Фото из личного архива семьи Увачан