Многие красноярские художники умеют писать портреты. Умеют – и пишут. Создавая замечательные, талантливые произведения. Но не многие из них достигли безоговорочного признания и творческих вершин именно на этом поприще. Среди ныне работающих красноярских живописцев самый, без преувеличения, известный портретист – Эдуард Шеломов.
Профессионал, член Союза художников России, признанный мастер этого сложного жанра, которому посвятил всю свою творческую жизнь.
В этом году мэтр отмечает 60-летие. Он полон сил и замыслов, продолжает работать, радуя своим творчеством ценителей искусства.
Мы говорим «портрет» – подразумеваем «Шеломов». Говорим «Шеломов» – подразумеваем «портрет». Так шутит один коллега Эдуарда, наш общий знакомый. Хотя в каждой шутке, как известно…
Сам художник признается, что 98 процентов его работ – это портреты. Всего он сделал их около тысячи, хотя «кто их считал». Большинство выполнены в неувядающей классической технике «холст-масло».
Есть у него, конечно, и пейзажи, и натюрморты, и жанровые работы. Но их немного, такие картины он пишет, мне показалось, чтобы рука не забывала. Или чтобы напомнить самому себе: я же и так умею.
Еще как умеет! Мне нравятся его фактурные натюрморты с яблоками. Картина с букетом, отбрасывающим тень. Замечательные работы.
Шеломов получил фундаментальное многоступенчатое профессиональное образование – от детской школы до академии. Его портреты находятся в сотнях частных коллекций и в музеях разных стран.
Художник много раз ездил в творческие командировки в Китай, где прожил в общей сложности около двух лет, – русская живопись там ценится, такие мастера, как Шеломов, в Поднебесной на вес золота: сделать портрет у русского живописца считается в Китае очень престижным.
Эдуард создал там целую галерею образов разных людей: на его холстах дети, женщины, чиновники, представители интеллигенции, семьи… Эти работы помогают нам лучше узнать Китай и китайцев.
Жаль, все вместе их собрать в одном зале практически невозможно – они теперь чья-то собственность. Грандиозная получилась бы выставка.
Но выставляется художник редко. Это как раз одна из особенностей работы портретиста. Он ведь пишет картины преимущественно на заказ, и все они попадают потом в частные коллекции, разъезжаются по стране и миру. Попробуй собери.
Хотя на коллективных краевых выставках холсты Шеломова иногда увидеть можно. Именно на такой выставке я и познакомился с его творчеством много лет назад. Работы тронули мое сердце сразу и безоговорочно. Трудно даже объяснить – чем и почему.
Впрочем, когда речь идет о произведениях искусства, созданных талантливым мастером, не нужно искать объяснений. Они просто греют душу и будят чувства. Этого достаточно. Тебе хочется их рассматривать – оценивая композицию, подмечая точные движения кисти, разгадывая мысли художника.
Остановишься в восторге перед картиной и недоумеваешь: ну как это все можно было ухватить и передать?! Эту полуулыбку, легкую прядь волос, строгий взгляд, взмах ресниц? Кажется, что непослушный ребенок, изображенный на холсте, сейчас засмеется и побежит. А эта девушка – загадочно вздохнет и отвернется к окну.
У Шеломова каждый портрет – короткий и емкий рассказ о человеке. Он виртуозно умеет передать характер, настроение, даже биографию своего персонажа. Собственно, в этом и заключается мастерство хорошего портретиста.
Например, портрет красноярского художника-дизайнера Станислава Гладченко – стопроцентное попадание в образ и характер!
Или борца Шумакова, олимпийского чемпиона – с холста на нас смотрит добрый, душевный и открытый человек. Каждый, кто знает Алексея Васильевича, подтвердит: в жизни он такой и есть.
Не побоюсь высоких сравнений, но точно так же будили мои чувства картины лучших мастеров русского портрета, когда я был в Третьяковке.
Недавно мы встретились с Эдуардом в его мастерской, и он показал только что сделанный портрет известного красноярского художника Бориса Ряузова, на котором тот изображен в солдатской гимнастерке. Художник воевал, был разведчиком. Душевная, очень просто выполненная работа, но это кажущаяся простота. Картина наполнена любовью и смыслами.
На мольберте у него в тот день стоял незаконченный портрет Льва Толстого.
Сам не знаю, зачем начал его рисовать, – смеется Эдуард. – Не скажу, что я большой поклонник этого писателя. Но встал однажды утром, и меня словно кто-то толкнул: «Рисуй Толстого!» Пришлось взяться за кисть. Вроде неплохо получается, а?
Художник работает не только в мастерской – он еще преподает рисунок и живопись будущим архитекторам в одном из красноярских техникумов. По-хорошему завидую ребятам: учиться у такого замечательного мастера – большая удача.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Я академист. На том и стою»
В институте моими педагогами были выдающиеся художники – Владилен Митрофанович Харламов и Анатолий Маркович Знак. Они написали учебник по академическому рисунку, по которому мы учились. Нас, молодых художников, это приводило в трепет. Мы на них смотрели, как на богов. Уже одно их присутствие рядом было отличной школой. А когда посмотришь на их картины… Очень добрые они были. Может, потому, что талантливы?
Думаю, когда человек добился каких-то вершин, он ни на кого не злится. Ни на людей, ни на себя… Анатолий Павлович Левитин был моим педагогом в академии. Очень многому научил, я ему благодарен.
Знак все время заставлял нас работать. Буквально гнал к холсту, покурить было некогда.
Вдохновение?! А что это такое? Вкалывать надо каждый день, хочется тебе или не хочется. Тогда и «вдохновение» придет… Живопись – это космос, здесь нет предела совершенству.
Художник – работа легкая, думают люди. Ага, каждый сможет. Возьми карандаш, бумагу – и рисуй. Несколько язв сперва получи. Отучись 17 лет… Нет, здесь тоже сильно устаешь, но по-другому.
Почему именно портрет? Наверное, потому, что здесь я могу всем доказать, чего стою, чего добился. Портрет – это как НХЛ в хоккее. Высшая лига. Его нарисовать сложнее, чем пейзаж, меня в этом никто не переубедит. Не каждый может – а я могу. И получаю от этого удовольствие. Но это не значит, что я не люблю пейзаж. Левитан, Шишкин, Айвазовский – глыбы.
Да, портрет денег стоит. Но удавиться за копейку не готов. Если мне человек не нравится, если он пришел и пальцы гнет, я с ним распрощаюсь, не буду рисовать его ни за какие деньги…
Не буду рисовать конъюнктуру, в духе всяких модных течений. Я академист, воспитанник классической русской школы. На том и стою.
Любимые портретисты? Прежде всего, конечно, великий Ботичелли! В галерее Уффици стоял перед его работами с открытым ртом. Затем Вермеер. Репин. Харламов и Знак. Эти пять художников – мои путеводные звезды. Люблю Серова и Сурикова. Нравится Серебрякова. Импрессионисты? Нет, не мое.
СПРАВКА
Эдуард Викторович ШЕЛОМОВ родился в Екатеринбурге в 1962 г. Учился в детской художественной школе, окончил Екатеринбургское художественное училище, Красноярский государственный художественный институт, творческие мастерские Российской академии художеств в Красноярске.
Участник международных, всероссийских, краевых и городских выставок.
Работы находятся в частных коллекциях и музеях России, США, Германии, Австрии, Великобритании, Китае, Польше и других стран.
Фото автора