Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. На ней представлены 100 графических работ, выполненных в различных техниках: гравюра, линогравюра, рисунок, но преимущественно – ксилография.
И это не случайно. Авторы всех работ – выпускники и стажеры школы ксилографии РАХ в Красноярске под руководством Германа Суфадиновича Паштова, выдающегося мастера, народного художника России, профессора и академика. Он ее создал, много лет возглавляет, и эта школа уникальна, она такая в России одна, ее выпускники работают во всех уголках страны.
– Выставка очень разнообразна, работы, представленные здесь, – труд многих десятилетий, – рассказал профессор, открывая вернисаж. – Много лет назад Виктор Петрович был у нас в художественном институте, и мы тогда договорились, что будем иллюстрировать его произведения. Сегодня здесь показаны работы разных уровней – от академика (среди авторов есть, например, знаменитый красноярский художник Сергей Тимохов) до студента. Хочу сказать большое спасибо моим ученикам, они сегодня здесь. Всех их объединяет любовь к творчеству нашего великого земляка Виктора Астафьева. Вообще гравюра требует большой любви, без нее нельзя браться за резец. Поэтому все работы, представленные на сегодняшней выставке, сделаны с любовью, – сказал Герман Суфадинович.
Для ценителей книжной графики здесь настоящее Эльдорадо. Есть что посмотреть и к чему присмотреться. Последний глагол не случаен: гравюра вообще и ксилография в частности требует пристального внимания, на них мало бросить взгляд и пойти дальше. Нет, здесь хочется изучать каждую черточку. Потому что это ювелирная работа.
Бывает, что в одном небольшом по размеру оттиске столько мельчайших деталей, нюансов, здесь каждый штрих настолько на своем месте, что, если б рука художника дрогнула, когда он держал резец, работу пришлось бы выбросить. Но у хорошего мастера ксилографии каждый штрих на своем месте, и штихель он держит уверенно. Однако нет предела совершенству. Поэтому работы академиков все же отличаются от работ учеников. Хотя последние тоже очень талантливы. Не зря Герман Суфадинович говорит, что ксилографии можно учиться всю жизнь.
Работы, показанные на выставке, – это в основном иллюстрации к произведениям писателя. На них изображены сюжеты и герои «Кражи», «Печального детектива», «Пастуха и пастушки», «Последнего поклона» и других произведений. Замечательные гравюры! Жаль только, что очень редко мы их видим в книгах Астафьева, которые, как правило, выходят почему-то без иллюстраций. Уважаемые издатели! Вот же они, «картинки», берите. Книги от этого только выиграют.
Хотя есть тут и работы, сделанные как бы «по астафьевским мотивам» – на них изображены места, которые любил и где бывал писатель, пейзажи, которые он видел. Например, замечательные гравюры с лодками на Енисее Германа Паштова.
Примечательно, что все работы выставки (и даже, кажется, чуть больше) изданы отдельным альбомом, который называется так же, как выставка, – «Миг и вечность».
Выставка будет работать до 5 мая.
Возрастной ценз 6+
СПРАВКА
Ксилография – один из древнейших видов графического искусства, когда рисунок создается методом печати с формы, вырезанной на дереве («ксило» по-гречески «дерево»). По сути, это высокая печать: углубления на доске, вырезанные штихелем, остаются на оттиске белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части формы, и при переводе на бумагу под давлением она дает черный цвет (чаще всего). Или тот цвет, который нанесли на форму. Ксилографические гравюры – вещь сложная, дорогая, делаются они достаточно долго, не каждый художник способен овладеть этой техникой. Благодаря Герману Паштову и Красноярскому отделению РАХ столицу нашего края можно смело назвать одним из центров не только российской, но и мировой ксилографии.