Сегодня Международный день пропавших детей. У него есть трогательный символ — цветок незабудки. Это день скорби и надежды. Скорби по тем, кого не удалось найти. И надежды на то, что дети никогда не будут пропадать.
* В этом материалы мы по этическим соображениям не будем называть имен и фамилий пропавших детей. Некоторых из них, к несчастью, уже нет в живых.
В прошлом году в Красноярском крае «потерялось» 940 детей. Из них не найден один, это 14-летний подросток из Козульского района. Он уехал на велосипеде в лес, до сих пор его местонахождение неизвестно.
Поиски ребенка продолжались долго, но шансов найти его изначально было немного. Сложный для поисков лес, неподалеку от предполагаемого места пропажи видели следы медведя. Жестокая правда — шансов найти ребенка живым практически нет.
Чаще всего, рассказывает заместитель начальника координации деятельности ОВД по розыску лиц УУР ГУ МВД России по Красноярскому краю Наталья Пенькова, дети убегают из детских домов, интернатов. Бывает, что и из семей бегут после конфликта с родителями. Но в таких случаях все, как правило, заканчивается быстро: пересидел обиду в подъезде или дома у приятеля и вернулся.
Работать по потерявшимся детям начинаем сразу же и находим достаточно быстро. Но есть отдельная категория ребятишек, в основном это воспитанники детских домов. Они не пропадают, а уходят сами. Но мы их тоже разыскиваем, контролируем и возвращаем в детский дом. Правда, они сразу же оттуда уходят, — рассказывает Наталья Пенькова.
С начала этого года сотрудникам полиции пришлось начинать поиски 327 детей. Не найдены двое: одна из девочек, утонувших в Канске в начале апреля, и девочка-подросток убежала из Дивногорска. Но хоть ее местонахождение и неизвестно, на звонки полицейских она отвечает. Есть твердая уверенность, что ребенок жив.
Проверить телефон родителей
Если ребенок долго не возвращается из школы или с тренировки и не отвечает на звонки, то начинать самостоятельные поиски категорически нельзя. Нужно сразу же обращаться за помощью в полицию. Счет может идти на часы. От того, как быстро полицейские отработают вызов, может зависеть жизнь ребенка.
Нередки ситуации, когда родители сами пытаются что-то сделать, а в полицию обращаются поздним вечером. И сотрудники вынуждены работать ночью, искать возможных свидетелей, опрашивать знакомых пропавшего. В этой работе нам очень сильно помогают волонтерские организации. Они мобильны, у них много людей, которые находятся в разных точках города, — говорит Наталья Пенькова.
Полицейские советуют родителям: перед тем, как пойти в полицию, возьмите актуальные фотографии ребенка, которые сразу же можно переслать сотрудникам и волонтерам для составления ориентировки. Даже телефоны родителей правоохранители сразу же начинают проверять. Бывают и курьезные ситуации.
Примерно полгода назад была ситуация, когда женщина обратилась с заявлением о пропаже ребенка. Мы проверили ее телефон и там нашли голосовое сообщение от ребенка, что он остается у друзей ночевать и рано утром приедет домой. Но поскольку его телефон разрядился, сообщение было отправлено с телефона друга. А мама не поняла, что это за сообщение с незнакомого номера и не придала ему значения, — рассказывает Наталья Пенькова.
Их увели с собой
В марте 2007 года в Красноярске пропала 5-летняя девочка. Пропала из двора собственного дома. Ее нашли мертвой спустя 10 дней, на пустыре в другом районе города. Убийцей ребенка оказался мужчина, живший в соседнем с ней доме. В ходе следствия он признался еще в одном убийстве. Получил пожизненный срок.
Весь личный состав городской полиции, сотни волонтеров, тысячи сообщений в соцсетях и расклеенных ориентировок: так в апреле прошлого года в Красноярске искали пропавшего 8-летнего ребенка. Мальчика из вполне благополучной семьи, тихого и домашнего. И очень, очень доверчивого.
Его увел с собой и сутки прятал в заброшенном доме в центре Красноярска ранее судимый 43-летний мужчина. Мальчика нашли через несколько дней, живым. И внешне здоровым. Но чем могла закончиться эта история, если бы не слаженные действия полиции и общественников — страшно даже подумать.
На таких поисках бок о бок с полицией работают волонтеры из поисковых общественных движений. Один из самых известных в России, организованных и эффективных, — поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт».
Кто свой, а кто чужой
Руководитель отряда «ЛизаАлерт» в Красноярском крае Галина Филиппова рассказывает о проводимой профилактической работе.
Профилактика очень важна. Мы объясняем детям, как вести себя в той или иной экстремальной ситуации. Очень большое внимание уделяем тому, как вести себя с незнакомыми людьми. Объясняем, что опасный человек — это не всегда страшный незнакомец в черной шапке. Тот, кто может причинить вред, может внешне выглядеть вполне доброжелательно, — напоминает Галина Филиппова.
Добровольцы «ЛизаАлерт» советуют: рассказывайте ребенку про тех, кому можно доверять всегда и безоговорочно. Он должен четко осознавать, кто входит в этот круг людей.
Научите ребенка понятиям «свой-чужой». Мама, папа, бабушка, мамина сестра — все. Остальных людей не нужно слушать, брать угощение, куда-то с ними идти. Даже если старенькая бабушка просит помочь донести сумки или покормить котенка, от этого нужно отказаться. И ничего плохого в этом нет, — рассказывает Галина Филиппова.
Ребенок должен понимать, к кому он может обратиться за помощью на улице. В первую очередь, это полицейские. Другие люди в форме — охранники, продавцы или кассиры в магазинах. Если же обратиться не к кому, ребенок должен уметь защитить себя.
Объясните ребенку, что он всегда имеет право защищаться: кричать, кусаться, царапаться, пинаться. Что у него есть личное пространство, что его никто не смеет обнимать, гладить, прижимать к себе. Если его кто-то пытается взять за руку и увести — нужно кричать как можно громче. Попробуйте отрепетировать эту ситуацию, часто дети стесняются звать на помощь в опасной ситуации. Очень часто взрослые совершают большую ошибку, изо дня в день говорят детям: не спорь со взрослыми, не кричи, веди себя потише! Это очень опасно, — советует Галина Филиппова.