Центробанк получил право несколько раз в год менять рамки тарифного коридора по ОСАГО. До этого изменения были возможны не более раза за 12 месяцев. Эксперты считают это предвестником грядущего повышения стоимости автостраховки на 30–80 %. Пока официального подтверждения прогнозам, как, собственно, и самого повышения, нет. Но стоит ли ожидать оптимистичного сценария, когда автозапчасти и расходники в одночасье подорожали минимум на треть?
На протяжении последних двух лет страховая премия ОСАГО оставалась стабильно низкой и не превышала уровень инфляции. По информации Российского союза автостраховщиков, средняя цена полиса в 2020 году составляла 5 559 рублей, в 2021-м – 5 581 рубль, а в первые три недели текущего года 5 789 рублей. Инфляция за эти годы выросла с 4,9 до 8,5 %. Как видим, цена обязательного автострахования практически не менялась. Впрочем, былая стабильность не гарантирует отсутствия скачков в будущем.
Уже сейчас резкое изменение курса валют, побег иностранных брендов из России и западные санкции привели к дефициту запасных частей, расходников и, как следствие, росту их стоимости в среднем на 30–40 %.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает: страховщики в этих условиях вынуждены будут уйти от брендовых запчастей и начать осуществлять ремонт неоригинальными деталями. Эксперт полагает, что на этом фоне популярность натурального возмещения вырастет в разы. По данным исследования холдинга РОМИР, 32 % автовладельцев выбрали бы натуральное возмещение, попади их автомобиль в аварию. Фактически доля направлений на ремонты в стране в первые два месяца 2022 года составила семь процентов, снизившись на три процента по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
В Российском союзе автостраховщиков ранее поясняли, что тарифы ОСАГО зависят от сумм выплат и не связывают напрямую рост цены полиса и деталей. Так, вице-президент РСА Евгений Уфимцев заявил Autonews, что говорить о повышении стоимости из-за скачка цен на запчасти и их дефицита не совсем верно.
Лукавство ли это или желание успокоить водителей? Очевидно, что выплаты привязаны в том числе и к стоимости запчастей. Кстати, вслед за их подорожанием в ближайшее время изменится и расчет стоимости ремонта. 19 марта РСА выпускает новые справочники с ценами на автозапчасти. Именно на этот прейскурант ориентируются страховщики при расчете ремонтных работ.
Наиболее вероятно, что с учетом отсутствия оригинальных деталей и официальных поставщиков страховщики будут чаще рекомендовать бывшие в употреблении или неоригинальные детали, в том числе из Китая. В действующей сейчас методике цена устанавливаемой запчасти не может быть ниже 30 % от оригинала. Грубо говоря, если фара стоит 100 тысяч рублей (а такие, представьте, бывают), то ее замена не может стоить менее 30 тысяч рублей – все, что ниже, считается низкого качества.
С другой стороны, если на рынке попросту нет оригинала, то от чего отсчитывать эти самые 30 %?
В общем, понимания, когда и на сколько будет повышение цен на рынке автогражданского страхования, пока нет. Но очевидно, что на фоне всеобщего подорожания и эти тарифы не устоят.