Кулек с конфетами и парой мандаринок, полученный на утреннике, были пределом мечтаний для многих детей в 80-х годах. Их родители стояли в многометровых очередях в магазинах – в конце декабря появлялись дефицитные товары.
А что могли бы вспомнить о празднике жители Красноярска начала прошлого века? Совместно с сотрудниками краеведческого музея мы попытались восстановить новогодние события тех лет.
Пироги и взвары
Исторических документов того времени сохранилось немного. Почти нет фотографий. В краеведческом музее объясняют: записывать воспоминания, хранить старинные фотографии было небезопасно. А вдруг там есть упоминание о «враге народа»? Опыт многих семей свидетельствовал: человек мог исчезнуть бесследно из-за куда более мелкой «оплошности».
Но все это было потом. А в начале XX века красноярцы спокойно радовались праздничным дням, хотя самым главным считалось все же Рождество. Его отмечали по старому стилю 25 декабря. Через несколько дней наступал Новый год. Владельцы торговых магазинов, лавок не жалели средств на украшение витрин – особенно праздничный вид приобретали они на ул. Большой Воскресенской (нынешний проспект Мира).
Что касается кулинарных традиций, то, так же как и сейчас, разнообразие блюд считалось гарантией изобилия в наступающем году. Тем более что завершался Рождественский пост и можно было не ограничивать себя в выборе. К новогоднему столу подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой.
Перед Рождеством и Новым годом наводили порядок в доме. Снаружи дом обметался или белился – поддерживать такие традиции в городе было легко. В Красноярске в то время было мало каменных домов высотой более одного этажа.
В кабинете безбожника
В книге «Сибирское краеведение» указывается, что первую елку в Енисейской губернии провели в 1891 году в Красноярске. Организовал ее для детей предприниматель Николай Переплетчиков. Впоследствии проводить детские праздники, приглашая в том числе и ребятишек из небогатых семей, стало хорошим тоном. Традиционными были благотворительные елки – проводились базары-маскарады, доход от которых шел в помощь культурным, социальным и образовательным учреждениям, а также беднейшим жителям Красноярска.
Нынешний парк имени Горького тогда назывался городским садом и был любимым местом для праздничных гуляний – точно так же, как и сейчас, там заливался каток. Строились ледяные горы, расписные качели.
Все изменилось после революции. В молодой стране елка стала «буржуазным пережитком», который напоминал о старом времени. Только в 30-е годы такую политику сочтут «перегибом», ну а пока… Что мы видим, открывая пожелтевший декабрьский номер газеты конца 20-х?
Этот период достаточно суров – у молодой страны имелось немало врагов. В том числе речь шла и о религии. На последней странице объявление от РК ВЛКСМ – «31 декабря в 6 часов в кабинете безбожника, Советская, 69, созывается антирелигиозный и комсомольский актив. Явка активу строго обязательна».
На этой же странице маленькие заметки, подчеркивающие сознательность красноярцев, решительно отказавшихся от празднования некогда самого главного зимнего праздника. Одна из них называется «Рождество зачеркнули»: «рабочие и служащие… отработали 25 и 26 декабря. Весь заработок внесли в фонд индустриализации страны». Довольно нам поповского звона, решительно заявляет автор следующего материала и пишет, что «рабочие требуют» снять колокола и закрыть в городе все «религиозные очаги».
Ну а что происходило в то время в домах красноярцев? Все ли они поддерживали требования нового времени? Сотрудники музея, лично общавшиеся с внуком Юдина, Алексеем Леонидовичем, рассказали, что его мама ранним утром выбиралась в лес и приносила живую елку. Наряжали ее в доме, при этом все окна были плотно закрыты, чтобы ни один огонек не был виден с улицы.
Постепенно праздник возвращается. В газетных номерах за декабрь конца 30-х годов можно увидеть рекламное объявление с большим Дедом Морозом. Красноярцам предлагается выписать игрушки из Иркутска. Набор не менее 67 предметов стоил 48 рублей. Но и о пропаганде никто не забывает. Вот небольшая заметочка о том, что во время каникул студенты Канского педучилища и библиотечного техникума совершат лыжный переход по селам – «помогут наладить оборонную работу и проведут беседы о текущих событиях». А вот еще одно сообщение. Во время зимних каникул будут «проведены вечера художественной самодеятельности, бал-маскарад и три лекции на антирелигиозные темы».
…Да, новогодний праздник трансформировался с течением времени, но неизменным осталось одно: вера людей в то, что с боем курантов даже самые невероятные желания сбудутся, а жизнь, без сомнения, станет лучше!