Все мы привыкли, что спасатели и пожарные появляются лишь тогда, когда происшествие уже случилось, когда кто-то находится в опасности. Между тем большой и зачастую невидимый пласт их работы связан с профилактикой возникновения ЧС, недопущения негативных сценариев. Об этом наш разговор с руководителем агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края Сергеем ТАГИРОВЫМ.
– Сергей Валерьевич, снизилось ли в этом году количество чрезвычайных ситуаций в Красноярском крае?
– В текущем году, к сожалению, количество ЧС выше. Так, в 2023 году было восемь, в прошлом году – пять. В то же время в прошлом году в происшествиях погибли 11 человек и 10 пострадали. В этом же году пострадали 14 человек, но погибших, слава богу, не было.
– Насколько я понимаю, у вас существуют какие-то целевые показатели, к которым должен прийти регион по количеству ЧС?
– Вы правы, в 2019 году президент России издал указ об основных показателях в области ГО, ЧС и пожарной безопасности, которых необходимо достигнуть к 2030 году. В соответствии с этим документом к 2030 году нужно снизить этот показатель на 25 %. Иными словами, к тому моменту в крае не должно происходить более восьми чрезвычайных ситуаций. В 2019 году всего зафиксировано 10 таких ситуаций.
– Кажется, как можно влиять на аварии, на ЧС, это же всегда происходит помимо воли человека?
– Конечно, есть такие ситуации, на которые невозможно влиять. Это, к примеру, стихийные бедствия. Хотя и к ним можно подготовиться и существенно снизить ущерб. А вот всевозможные аварии на объектах ЖКХ – это уже то, что в руках человека. Взрывы бытового газа – это ведь не ураганный ветер, не землетрясение… Достаточно проводить регламентные работы вовремя, обучать персонал, население, в конце концов. Или разливы ГСМ. Тут тоже чаще всего нарушение техники безопасности, чья-то безалаберность. Мы можем предотвратить это, снизить вероятность возникновения ЧС.
– На каком уровне техническое оснащение ваших подразделений, непосредственно реагирующих на ЧС?
– У нас два «боевых» подразделения – это КГКУ «Спасатель» и противопожарная охрана. Именно они непосредственно первыми выезжают на всевозможные происшествия, пожары. Конечно, техническое оснащение играет важнейшую роль.
За последние три года парк пожарных автомобилей обновлен на 25 % – это современные высокопроходимые машины с цистернами большой емкости. Также есть в боевых расчетах автолестницы, позволяющие эвакуировать людей из высотных зданий.
Кроме того, с этого года в четырех наших подразделениях появились звенья газодымозащитной службы, позволяющие пожарным заходить непосредственно в горящее здание и спасать людей. Это стало возможным благодаря появившемуся оборудованию. Ранее подобные расчеты были лишь в федеральных частях.
В КГКУ «Спасатель» также существенно обновлены технические средства за последние три года. Это как раз та служба, где очень важно как можно быстрее прибыть на место происшествия, помочь людям. В парке «Спасателя» появились аэролодки «Север» местного производителя. Лодка очень хорошо себя зарекомендовала. Недавно с ее помощью мы помогли полицейским эвакуировать детей в Енисейском районе, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Снегоболотоход «Егерь» вместимостью восемь человек, появившийся на вооружении спасателей, вообще универсальная машина – может как плыть, так и передвигаться по суше по любому бездорожью.
– Реагирование на ДТП – тоже ваша работа?
– Да, и здесь тоже обновляем технику. Уже третий год подряд в рамках нацпроекта мы закупаем гидравлическое оборудование, помогающее вызволять пострадавших из покореженных машин. Если ранее деблокирование занимало в самых сложных случаях несколько часов, то сейчас 30–40 минут.
– Меняется ли что-то в структуре, в подготовке самих частей?
– С прошлого года в Приморске и с этого года в с. Парная Шарыповского района мы сделали не просто пожарные части, а пожарно-спасательные. Теперь здесь в штате есть аттестованные спасатели и соответствующее оборудование, позволяющее не только тушить огонь, но и реагировать на другие происшествия. Это и лодки, и снегоход.
Кстати, уже есть первые результаты. В этом году наши специалисты спасли пятерых отдыхающих, которых унесло на матрасе.
Также наше подразделение – центр ГО и ЧС – получило новую технику для доставки материальных ресурсов.
– Одна из функций спасателей – это профилактика?
– Конечно. Когда спасатели патрулируют территорию, это же не просто передвижение. В обязательном порядке предупреждаем жителей об опасностях, раздаем памятки. Летом – отдыхающим на пляжах, любителям водного спорта, рыбакам, зимой – выезжающим на лед для подледного лова. Конечно, мы понимаем, что большая часть основ правильного и безопасного поведения должна закладываться еще в школе.
На самом деле, беседы и внушения при проведении патрулирования – это лишь малая толика профилактической работы. Мы стараемся информацию о возможных опасностях размещать в большем количестве источников – это и рассылки в мессенджерах, и сообщения на сайтах и в СМИ. К примеру, сейчас особенно актуальным становится оповещение о правильной топке печи, правилах противопожарной безопасности в морозы.
Кроме того, у нас на протяжении двух лет есть постоянная рубрика «Гражданская оборона» на красноярском телеканале, где мы рассказываем о том, как избежать опасностей, не попасть в беду. Вообще одна из основных наших задач помимо профилактики и реагирования – это обучение населения действиям в критических ситуациях. Этим занимаются буквально все наши подведомственные учреждения. Так, центр ГО и ЧС также работает со школами, детскими садами, устраивает различные квесты, затрагивающие все вопросы безопасности.
Также институт региональной безопасности обучает должностных лиц действиям в условиях ЧС. Кроме того, есть мероприятия, направленные и на обучение жителей.
– Система звукового оповещения как-то модернизируется?
– Та система, которая существует с 80-х годов, уже устарела. По сути, это была просто сирена. Немногие жители даже догадывались, что это означает. На деле звук сирены оповещал о некой ситуации – необходимости включить телевизор или радио, где уже будут даны в прямом эфире инструкции по правильным действиям и сложившейся обстановке.
Потому и было принято решение о модернизации. С 2020 года сирены меняются на точки звукового оповещения – сегодня уже более 200 точек по всему краю установлено, системой охвачена примерно половина населения.
Принцип работы таков: сначала точка также издает сирену, а далее следуют голосовые инструкции от дежурного, оповещающие, что делать.
Но я бы хотел отметить, что сегодня наиболее эффективным средством оповещения является мобильное приложение «112 Красноярский край», разработанное краевым министерством цифрового развития, оно позволяет одномоментно отправить всем пользователям извещения. Кстати, SMS-оповещение не так эффективно из-за невозможности отправить сообщение всем сразу.
– Что-то хочется пожелать в новогодние праздники жителям, какие риски наиболее вероятны?
Традиционно в новогодние праздники велик риск бытовых пожаров. Это и использование печей, приборов отопления, фейерверков. Также есть вероятность попадания в ДТП.
Мне хочется пожелать жителям и спасателям в новогодние каникулы прежде всего безопасности. Тем, кто будет нести дежурство, желаю спокойно их провести, без происшествий.