Предупреждение, спасение, помощь

Предупреждение, спасение, помощь
Фото: Олег Кузьмин

Все мы привыкли, что спасатели и пожарные появляются лишь тогда, когда происшествие уже случилось, когда кто-то находится в опасности. Между тем большой и зачастую невидимый пласт их работы связан с профилактикой возникновения ЧС, недопущения негативных сценариев. Об этом наш разговор с руководителем агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края Сергеем ТАГИРОВЫМ.

– Сергей Валерьевич, снизилось ли в этом году количество чрезвычайных ситуаций в Красноярском крае?

– В текущем году, к сожалению, количество ЧС выше. Так, в 2023 году было восемь, в прошлом году – пять. В то же время в прошлом году в происшествиях погибли 11 человек и 10 пострадали. В этом же году пострадали 14 человек, но погибших, слава богу, не было.

– Насколько я понимаю, у вас существуют какие-то целевые показатели, к которым должен прийти регион по количеству ЧС?

– Вы правы, в 2019 году президент России издал указ об основных показателях в области ГО, ЧС и пожарной безопасности, которых необходимо достигнуть к 2030 году. В соответствии с этим документом к 2030 году нужно снизить этот показатель на 25 %. Иными словами, к тому моменту в крае не должно происходить более восьми чрезвычайных ситуаций. В 2019 году всего зафиксировано 10 таких ситуаций.

– Кажется, как можно влиять на аварии, на ЧС, это же всегда происходит помимо воли человека?

– Конечно, есть такие ситуации, на которые невозможно влиять. Это, к примеру, стихийные бедствия. Хотя и к ним можно подготовиться и существенно снизить ущерб. А вот всевозможные аварии на объектах ЖКХ – это уже то, что в руках человека. Взрывы бытового газа – это ведь не ураганный ветер, не землетрясение… Достаточно проводить регламентные работы вовремя, обучать персонал, население, в конце концов. Или разливы ГСМ. Тут тоже чаще всего нарушение техники безопасности, чья-то безалаберность. Мы можем предотвратить это, снизить вероятность возникновения ЧС.

– На каком уровне техническое оснащение ваших подразделений, непосредственно реагирующих на ЧС?

– У нас два «боевых» подразделения – это КГКУ «Спасатель» и противопожарная охрана. Именно они непосредственно первыми выезжают на всевозможные происшествия, пожары. Конечно, техническое оснащение играет важнейшую роль.

За последние три года парк пожарных автомобилей обновлен на 25 % – это современные высокопроходимые машины с цистернами большой емкости. Также есть в боевых расчетах автолестницы, позволяющие эвакуировать людей из высотных зданий.

Кроме того, с этого года в четырех наших подразделениях появились звенья газодымозащитной службы, позволяющие пожарным заходить непосредственно в горящее здание и спасать людей. Это стало возможным благодаря появившемуся оборудованию. Ранее подобные расчеты были лишь в федеральных частях.

В КГКУ «Спасатель» также существенно обновлены технические средства за последние три года. Это как раз та служба, где очень важно как можно быстрее прибыть на место происшествия, помочь людям. В парке «Спасателя» появились аэролодки «Север» местного производителя. Лодка очень хорошо себя зарекомендовала. Недавно с ее помощью мы помогли полицейским эвакуировать детей в Енисейском районе, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Снегоболотоход «Егерь» вместимостью восемь человек, появившийся на вооружении спасателей, вообще универсальная машина – может как плыть, так и передвигаться по суше по любому бездорожью.

– Реагирование на ДТП – тоже ваша работа?

– Да, и здесь тоже обновляем технику. Уже третий год подряд в рамках нацпроекта мы закупаем гидравлическое оборудование, помогающее вызволять пострадавших из покореженных машин. Если ранее деблокирование занимало в самых сложных случаях несколько часов, то сейчас 30–40 минут.

– Меняется ли что-то в структуре, в подготовке самих частей?

– С прошлого года в Приморске и с этого года в с. Парная Шарыповского района мы сделали не просто пожарные части, а пожарно-спасательные. Теперь здесь в штате есть аттестованные спасатели и соответствующее оборудование, позволяющее не только тушить огонь, но и реагировать на другие происшествия. Это и лодки, и снегоход.

Кстати, уже есть первые результаты. В этом году наши специалисты спасли пятерых отдыхающих, которых унесло на матрасе.

Также наше подразделение – центр ГО и ЧС – получило новую технику для доставки материальных ресурсов.

– Одна из функций спасателей – это профилактика?

– Конечно. Когда спасатели патрулируют территорию, это же не просто передвижение. В обязательном порядке предупреждаем жителей об опасностях, раздаем памятки. Летом – отдыхающим на пляжах, любителям водного спорта, рыбакам, зимой – выезжающим на лед для подледного лова. Конечно, мы понимаем, что большая часть основ правильного и безопасного поведения должна закладываться еще в школе.

На самом деле, беседы и внушения при проведении патрулирования – это лишь малая толика профилактической работы. Мы стараемся информацию о возможных опасностях размещать в большем количестве источников – это и рассылки в мессенджерах, и сообщения на сайтах и в СМИ. К примеру, сейчас особенно актуальным становится оповещение о правильной топке печи, правилах противопожарной безопасности в морозы.

Кроме того, у нас на протяжении двух лет есть постоянная рубрика «Гражданская оборона» на красноярском телеканале, где мы рассказываем о том, как избежать опасностей, не попасть в беду. Вообще одна из основных наших задач помимо профилактики и реагирования – это обучение населения действиям в критических ситуациях. Этим занимаются буквально все наши подведомственные учреждения. Так, центр ГО и ЧС также работает со школами, детскими садами, устраивает различные квесты, затрагивающие все вопросы безопасности.

Также институт региональной безопасности обучает должностных лиц действиям в условиях ЧС. Кроме того, есть мероприятия, направленные и на обучение жителей.

– Система звукового оповещения как-то модернизируется?

– Та система, которая существует с 80-х годов, уже устарела. По сути, это была просто сирена. Немногие жители даже догадывались, что это означает. На деле звук сирены оповещал о некой ситуации – необходимости включить телевизор или радио, где уже будут даны в прямом эфире инструкции по правильным действиям и сложившейся обстановке.

Потому и было принято решение о модернизации. С 2020 года сирены меняются на точки звукового оповещения – сегодня уже более 200 точек по всему краю установлено, системой охвачена примерно половина населения.

Принцип работы таков: сначала точка также издает сирену, а далее следуют голосовые инструкции от дежурного, оповещающие, что делать.

Но я бы хотел отметить, что сегодня наиболее эффективным средством оповещения является мобильное приложение «112 Красноярский край», разработанное краевым министерством цифрового развития, оно позволяет одномоментно отправить всем пользователям извещения. Кстати, SMS-оповещение не так эффективно из-за невозможности отправить сообщение всем сразу.

– Что-то хочется пожелать в новогодние праздники жителям, какие риски наиболее вероятны?

Традиционно в новогодние праздники велик риск бытовых пожаров. Это и использование печей, приборов отопления, фейерверков. Также есть вероятность попадания в ДТП.

Мне хочется пожелать жителям и спасателям в новогодние каникулы прежде всего безопасности. Тем, кто будет нести дежурство, желаю спокойно их провести, без происшествий.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления