Фото РЦСП по адаптивным видам спорта

Инвалиды – категория людей, для профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства которых требуется создание особых условий. Не обойтись здесь без помощи государства и поддержки общества.

В борьбу вступают профессионалы


Международное движение «Абилимпикс» объединило людей с инвалидностью из 47 стран мира. В России конкурс профмастерства для людей с ограничениями здоровья проводится в два этапа – на региональном и федеральном уровнях. В Красноярском крае чемпионат «Абилимпикс» прошел во второй раз и собрал 168 человек из 18 районов края в возрасте от 13 до 50 лет. Свои умения и навыки демонстрировали спортивные тренеры, автомеханики, парикмахеры, массажисты, автослесари (всего 26 направлений).


Участие в чемпионате носит не только соревновательный характер, но и приносит практическую пользу. Ведь среди экспертов – потенциальные работодатели, которые могут оценить профессионализм конкурсантов и предложить им рабочие места.


В компетенции «Адаптивная физическая культура» соревнования проходили по двум категориям – «Студенты» и «Специалисты». Студенты выполняли задания по проведению круговой тренировки, а также организовывали соревнования для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Конкурсанты в категории «Специалисты» состязались в выполнении заданий посложнее. Так, необходимо было показать фрагмент тренировочного занятия по волейболу или организовать соревнования для инвалидов.


По итогам двух дней в категории «Студент» победу одержала Вероника Зотова, второе место у Валерии Мансуровой, третье – у Ивана Смолистого. В категории «Специалисты» первое место занял Андрей Бурашев, второе – Иван Земсков, третье – Мария Демина.

Победители в каждой из категорий вместе со своими экспертами примут участие в национальном этапе чемпионата, который пройдет 20–23 ноября.

Диплом об образовании на общих основаниях

Одним из важнейших прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование, в том числе профессиональное. Однако на практике все далеко не так идеально. Дело в том, что в России отдельных нормативных документов для поступления инвалидов в вузы и ссузы на данный момент нет, они могут поступать в любое среднее или высшее образовательное учреждение на общих основаниях. При этом учреждение обязано создать все условия для обучения таких студентов.


В рамках деловой программы «Абилимпикса» состоялся круглый стол, посвященный профессиональной подготовке людей с инвалидностью в области физической культуры и спорта.

На сегодняшний день в Красноярском крае существует ограниченное количество учебных заведений, которые готовы принимать инвалидов для обучения по специальности «Физическая культура и спорт». Одно из них – Красноярский колледж олимпийского резерва. С получением высшего образования гораздо сложнее. Кафедра адаптивного спорта, существовавшая при Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева, была реорганизована, поэтому получить высшее образование в этой области в нашем регионе невозможно.


Существует также проблема большого отсева потенциальных специалистов как на вступительных экзаменах, так и во время обучения, что связано со спецификой профессии.

– Когда я поступал в педуниверситет, нас было 12 человек в группе, но до выпуска дошли только четверо, я – единственный инвалид из них, – рассказывает тренер краевого центра по адаптивным видам спорта, первый вице-президент КРСОО «Федерация спорта лиц с поражением ОДА» Константин Гамолин. – У меня нет особых проблем с передвижением и самообслуживанием, кроме того, я пришел в тренеры из спорта и смог сдать все вступительные нормативы наравне со здоровыми абитуриентами.

Нетрудно предположить, какой непреодолимой проблема становится для студентов с более серьезными нарушениями здоровья. Например, человек в инвалидной коляске не может пробежать стометровку, но это никак не мешает ему тренировать спортсменов-армрестлеров, однако такие моменты не учитываются. Ситуация усугубляется еще и тем, что согласно новым профессиональным стандартам спортсменов уровня сборной России может готовить только тренер с высшим профильным образованием. Парадоксально, но даже в нашем регионе уже есть ситуации, когда успешный тренер, воспитавший не одного чемпиона мира по адаптивным дисциплинам, не имеет права дальше тренировать спортсменов такого уровня, но и получить образование тоже при всем желании не может.


Эксперты считают, что образовательная организация еще на начальном этапе должна определить требования к поступающим. Образование – будь то колледж или вуз – не панацея, не счастливый билет в красивую жизнь.

– Мы изначально не должны вводить людей с ОВЗ и инвалидностью в заблуждение, обещая, что, получив образование, они обязательно реализуются в жизни, – считает Надежда Банникова, руководитель регионального центра по адаптивным видам спорта. – Необходимо проводить предварительную профориентационную работу с детьми-инвалидами и их родителями, очень ответственно отнестись к созданию условий не только для поступления инвалидов, но и освоения ими образовательных программ, дальнейшего трудоустройства.

Есть требования к профессии, которые некоторые люди при всем желании реализовать не смогут. Слепой преподаватель высшей математики – это нормально, но слепой учитель физкультуры, к сожалению, – нет. Однако он может включаться в какую-то иную профессиональную деятельность, связанную с физической культурой, такую как администрирование или методическая работа.

Тем не менее потребность в получении профессионального образования людей с инвалидностью в нашем крае действительно существует.
– На данный момент есть несколько базовых площадок по работе с инвалидами, которые получают определенную финансовую поддержку, что позволяет создавать в территориях нашего региона спортивные организации, где инвалиды могут тренироваться. А значит, и специалисты в этих организациях очень скоро будут востребованы, – считает ректор краевого института повышения квалификации работников физической культуры и спорта Ирина Фролова.

Эксперты договорились в ближайшее время выяснить фактическую потребность как в обучении, так и в трудоустройстве данной категории людей, после чего определить дальнейшие шаги, которые позволят не потерять контингент обучающихся и вывести адаптивную физическую культуру в крае на новый уровень.

№ 75 / 1058

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения