Призвание — спасти

Призвание — спасти
Фото Руслан Рыбаков / НКК

Ежедневно в оперативный отдел Красноярской станции скорой медицинской помощи поступает около 1,6 тысячи обращений. Но это в спокойный день. Зимой, в пиковые периоды заболеваемости ОРВИ и ОРЗ, на каждого диспетчера приходится не менее 160 звонков за смену. С этим объемом работы справляются 10 человек. Большинство сами работали в выездных бригадах. Рабочая смена здесь длится 24 часа, без права на сон и отдых.

Часто люди звонят с агрессией, хамством или находясь в состоянии паники. Каждую конфликтную ситуацию нужно сгладить, с каждым человеком найти общий язык. И как можно быстрее принять вызов, ведь нередко на счету каждая минута. Диспетчеры признаются – это эмоционально тяжелая работа. Но никого из них не покидает чувство сопереживания. Никогда.

Рассказываем, с чем в своей работе приходится сталкиваться работникам оперативного отдела.

Лейлан Исмаилова, фельдшер по приему вызовов оперативного отдела Красноярской станции скорой медицинской помощи

Каждый вызов пропускаешь через себя

Я окончила Канский медицинский техникум, по образованию фельдшер. В оперативный отдел пришла работать почти 3 года назад. Около полугода отработала в ФАПе, в сельской местности, потом переехала в Красноярск. На следующий год у меня переквалификация.

Сперва думала, что пойду на линию в бригаду скорой помощи, но работать в непосредственном контакте с пациентами мне было сложно. Я не хотела совсем уходить из медицины, поэтому нашла для себя такой выход, чтобы быть полезной обществу, работа в оперативном отделе мне идеально подходит.

Чтобы работать здесь, нужно быть стрессоустойчивым и уметь найти подход к людям. Ведь те, кто звонит, ведут себя по-разному: одни агрессивны, другие паникуют, а из кого-то и слова не вытянуть. Но мы всегда действуем по четкому алгоритму, человек должен четко ответить на несколько обязательных вопросов. Плюс к этому, у него могут быть дефекты речи, связь не всегда идеальна. Поэтому прежде всего человека нужно успокоить, сказать, что все будет хорошо, давайте запишем ваши ответы и помощь обязательно будет оказана.

Это мой принцип работы: никогда не быть агрессивным по отношению к пациенту, ведь он обращается за помощью. А мы для этого и идем в медицину, чтобы помогать другим людям. Да, эмоционально здесь тяжело, каждый вызов я пропускаю через себя. Очень тяжелые вызовы – когда дети вызывают скорую для своих родителей. Вообще все, что связано с детьми, очень трогает за душу.

Восстановиться эмоционально после смены мне помогает отказ от соцсетей и большого количества общения с людьми. Приходя домой я стараюсь меньше смотреть телевизор, не допускать никаких конфликтов. Вообще стараюсь вести спокойную, размеренную жизнь. Люблю прогулки на природе, читаю полезную литературу, общение с животными – все это держит меня в тонусе.

Марина Никифорова, фельдшер оперативного отдела Красноярской станции скорой медицинской помощи

Здесь нельзя быть человеком черствым, но и жалости места нет

В апреле 2024 года будет 45 лет, как я работаю на скорой помощи. Это действительно любовь: когда только поступала в медицинское училище, сразу для себя решила – пойду работать только на скорую помощь.

Много лет отработала на линейной бригаде, затем пришла в оперативный отдел. Могу с уверенностью сказать, что это «сердце» скорой помощи. И от того, как будет работать оперативный отдел, насколько сотрудники будут грамотны и отзывчивы, так в дальнейшем и пройдет вызов.

Здесь нельзя быть черствым по характеру, однако и чувству жалости не должно быть места, поскольку это тоже может помешать принять правильное решение. Нужно быть профессионалом, но при этом подходить к своей работе с душой.

Бывают вызовы даже забавные, немного нелепые. Помню, поступил тревожный вызов: человек сообщил, что у него дома умирающий больной. Приезжает реанимационная бригада, а он проводит медиков в комнату и говорит: я вам стол накрыл, покушайте, пожалуйста, вам ведь постоянно некогда!

В работе на скорой помощи стресса и риска тоже хватает. Были за время моей работы и опасные случаи: вызвал бригаду не совсем неадекватный человек, долго выпивающий. Приехала на вызов, квартира неухоженная, минимум мебели. На столе лежал нож, он его взял в руку и спросил: «Ну что, поговорим?». Начала успокаивать его и объяснять, что у меня много вызовов, люди жду помощи, что ему нужно успокоиться. Через какое-то время удалось выскочить из квартиры. Села в машину и сказала водителю: едем на подстанцию, мне нужно хоть немного прийти в себя.

Планирую еще год-два от силы поработать и выйти на заслуженный отдых. Нет, я не «перегорела», старая закалка никуда не делась. За годы работы я очень хорошо изучила психологию людей, могу за несколько сказанных слов определить, как с человеком нужно будет построить диалог. Но все-таки планирую уйти, потому что, наверное, уже хватит.

Вероника Сахарленко, медицинская сестра по приему вызовов оперативного отдела Красноярской станции скорой медицинской помощи

Если быстро среагировал на вызов – спас человеку жизнь

В 2022 году я окончила Дивногорский медицинский техникум, работала медсестрой в краевой больнице, затем перешла в оперативный отдел. Сутки через трое – для меня более удобный график работы.

Летом, в сезон отпусков, нагрузка у нас меньше, а начиная с сентября постепенно увеличивается. Когда в городе идет пик заболеваемости, то в сутки отдел принимает до 3 тысяч вызовов, на одного человека может приходиться по 200-300 звонков.

Несмотря на такие тяжелые смены, мне нравится моя работа. Я знаю, что помогаю людям. Мы же такая связующая нить между врачами и пациентами. Мы должны первые узнать историю пациента и оперативно решить какую бригаду к нему направить. Всегда задаем три обязательных вопроса: точный адрес, возраст и находится ли больной в сознании. Затем уже уточняем, что именно произошло.

Но много и «пустых» звонков, когда людям просто хочется поговорить. Бывает, что пожилые люди спрашивают: «А сколько сейчас время, а какой день недели, а какой год?».

Бывают в работе и забавные случаи: позвонила пожилая женщина и рассказала, что она смотрит с 16 этажа в бинокль и видит, что на остановке лежит человек. Приехала на указанный адрес бригада, дело было осенью, а там просто несколько мусорных пакетов с листвой.

Мы принимаем решения, от которых зависит, как минимум, здоровье пациента. Это очень большая ответственность. Если быстро и правильно среагировал на вызов – спас человеку жизнь. Меня это очень мотивирует.

Наталья Тищенко, медицинская сестра по приему вызовов оперативного отдела Красноярской станции скорой медицинской помощи

Вызов нужно принять за минуту, экстренный – еще быстрее

Я окончила Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, в оперативном отделе работаю 3,5 года. Пришла сюда еще студенткой в период пандемии коронавируса, когда учащихся вуза набирали в помощь.

Поначалу мне было очень тяжело эмоционально, часто при общении с пациентами приходилось себя сдерживать. Иногда могла даже прикрикнуть в ответ, но затем поняла, что человека нужно спокойно выслушать. Наша главная задача — это найти с человеком общий язык, будь то взрослый или ребенок. Отдельная категория – молодые мамочки, они не всегда могут себя контролировать, когда видят состояние ребенка. Но их можно понять.

Вызов нужно принять за минуту, а экстренный – еще быстрее. Допускается 2 минуты, если сложно сразу однозначно понять, что с человеком. Тогда начинаем собирать дополнительную информацию: имеются ли у человека хронические заболевания, повышенное давление, травмы. Если слышим, что человек явно агрессивен, а на заднем плане буянит шумная компания, дополнительно вызываем сотрудников полиции.

Очень хотелось бы посоветовать людям: научитесь вовремя посещать врачей и не доводить себя до серьезных нарушений состояния здоровья. А это, к сожалению, в последнее время очень распространенная ситуация. Долгое время у человека что-то болит, а он почему-то ждет, когда пройдет и не обращается к медикам. Ну если вы чувствуете себя неважно, нужно вовремя обращаться в поликлинику!

Это интересная работа, но я планирую развиваться дальше, на одном месте вряд ли смогу просидеть. Планирую поступать в аспирантуру, мне интересны такие направления, как психиатрия и судмедэкспертиза. Но попасть туда сложно, мест мало.

Надежда Кузьмина, старший врач оперативного отдела Красноярской станции скорой медицинской помощи

Много молодежи наркозависимой, это 14-15 лет. Звонят и сообщают: лежит в подъезде парень без сознания. Приезжаешь на адрес, а там уже – смерть до прибытия

На скорой помощи я работаю уже 30 лет, по специальности педиатр. Работала на линии в бригаде, а в оперативном отделе в целом уже около 10 лет.

Работа старшего врача заключается в том, чтобы уточнить симптомы и проконсультировать пациента. Не консультируем при болях в животе, сердце, судорогах, терминальных состояниях. Постоянно взаимодействую с выезжающими на вызов бригадами. Бывает, что мне звонит бригада и сообщает об отказе больного от госпитализации. При этом состояние человека действительно тяжелое и госпитализация ему просто необходима. В таких ситуациях приходится выезжать на адрес, там уже все вместе решаем эту проблему.

Очень плотно приходится взаимодействовать с сотрудниками МЧС, они часто помогают нам при транспортировке больных. Представляете, приезжает на вызов девочка-фельдшер, как она унесет больного весом за 100 килограммов? А родственники, соседи часто отказываются человека нести в автомобиль скорой помощи.

Я в 90-х начинала работать, люди вызывали по конкретному поводу, когда действительно нужна была помощь. Сейчас много необоснованных, ложных вызовов. Люди как-будто перестали понимать, для чего нужна скорая помощь. Часто приезжаем, а наш «больной» либо уже ушел, либо ему вообще помощь не нужна, либо он в состоянии алкогольного опьянения и ему очень хорошо.

Я по специальности педиатр, через меня прошло немало детских смертей. И очень тяжело, когда видишь, что делаешь все возможное, но помочь ребенку уже не можешь. Сегодня много молодежи наркозависимой, это 14-15 лет. Часто звонят и сообщают, что лежит в подъезде парень без сознания. Приезжаешь в адрес, а там уже – смерть до прибытия бригады.

Да, справляться с этим нелегко, в нашем деле важно всегда напоминать себе: кто, если не ты? Нужно быть уверенным в том, что ты здесь нужен, пока это осознаешь — работаешь с удовольствием. И я точно знаю, что я здесь нужна.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности