Уже дней десять как у красноярцев неожиданно появилась новая тема для разговоров и шуток. Правда, шутки эти в основном нервные, но хоть такие. Новости из сферы человеческих взаимоотношений настроения совсем не поднимают, а тут… Медведь в городе! И не где-нибудь на окраине, а почти в центре миллионного мегаполиса. Событие.
Как он сюда попал?
Хотя почему медведь? Медведи! Сколько их разгуливает по городу, точно никто не знает. В последние дни зверей видели в разных районах Красноярска. И на кладбище Бадалык, и в Студгородке, и в Удачном. Попал хищник в камеры видеонаблюдения на улице Копылова. Гулял по железнодорожным путям в районе «Космоса». На улицах Калинина и Крупской люди видели медведицу с медвежонком… В краевом центре из-за нашествия медведей даже был введен режим угрозы ЧС. Порезвились и местные блогеры, которые не преминули съязвить по поводу того, что «власть ничего не делает», чтобы обезопасить жителей.
Хотя власть как раз сделала все, что было положено в этой ситуации. Полиция, специалисты по диким хищникам, охотники экстренно выезжали в те районы города, где был замечен зверь. А то, что обезвредить его пока не удалось, – так это, знаете ли, лотерея. Медведь не сидит и не ждет, пока за ним приедут и «арестуют» или пристрелят, это хищник осторожный и сообразительный, где спрятаться в большом городе, он найдет, бегает быстро.
Люди были оповещены об опасности. СМИ, в том числе сайт НКК, сообщили, как вести себя при встрече с медведем, мэрия даже опубликовала карточки с картинками на эту тему.
Но вот что интересно: почему такой осторожный зверь все чаще появляется в населенных пунктах? И ладно бы только в дачных пригородах, где тайга рядом, – здесь он давно уже разгуливает, как собаки по Николаевке. Но чтобы по Копылова… Где шумная железная дорога, автомобильный мост, масса машин во дворах, многоэтажки. Как он сюда попал? Зачем?
Об этом я поговорил со специалистом – заведующим кафедрой охотничьего ресурсоведения и заповедного дела института экологии и географии СФУ, доктором биологических наук, профессором Александром Петровичем Савченко.
«Пригородные» медведи
– Давно известно: чем выше численность популяции, тем больше животных с различными формами поведения, в том числе с отсутствием боязни человека. Такое явление уже прослежено нами на примере уток и гусей – появляются особи, которые человека совершенно не боятся. Теперь вот и медведи. У нас уже появилась целая популяция этого зверя, которую можно назвать «пригородной». Такой медведь живет в лесных массивах рядом с городом, привыкает к людям, к человеческим постройкам. Поэтому неудивительно, что он приходит и в города, причем ночью, – объяснил профессор.
Ага. Ночью пробирается сюда, как партизан, а днем мечется между домами и не может выйти.
Рассказал специалисту о своих наблюдениях: в последние годы вижу, что зверья рядом с городом вообще стало много. Часто езжу в сторону Борового, это дорога за Удачным вдоль Енисея. Несколько раз по вечерам встречал здесь лис, они выходили к дороге явно попрошайничать. В прошлом году встретил молодую косулю, которая долго бежала впереди машины. Не говоря уж о ручных утках по всему городу, соболях и глухарях в нацпарке «Красноярские Столбы», которые совершенно не боятся людей. Что-то изменилось в природе? Лет 20 назад такого не было.
Действительно, зверей стало больше. Те, которые живут в непосредственной близости к человеку, адаптируются к новым условиям.
Например, косули охраняются законом, на них нельзя охотиться. Их численность в районах недалеко от Красноярска увеличилась в три-четыре раза. А в некоторых – и в семь раз! Поэтому они стали появляться в пригороде. Казалось бы, надо радоваться. Но все хорошо в пределах разумного, – говорит ученый.
Если увеличение популяции косуль опасно только для них самих – они могут попасть под машину или стать жертвой браконьеров, – то рост популяции медведей опасен уже для человека, что мы и наблюдаем. А она растет, да еще как. Лет 20–30 назад у нас в крае было 8–9 тысяч медведей. И эта численность считалась оптимальной, на этом уровне она держалась годами. А сегодня популяция самого крупного хищника в крае насчитывает 30 тысяч. При этом официально, по лицензии, у нас в год добывают всего 140–150 медведей. Есть еще, конечно, нелегальная добыча, или случайно в тайге кто-нибудь подстрелит. Но это, если по самым смелым прикидкам… пусть еще 150 особей. Мизер, считают специалисты. Численность медведя, если мы не хотим, чтобы он перемещался в города, надо регулировать, говорят охотоведы.
Человек – регулятор
– Сейчас лицензия на медведя далеко не всем по карману. И сроки охоты, хотя их немного продлили, все равно недостаточные, – сетует Александр Савченко.
Медведь должен бояться человека, объясняют специалисты, уходить от него подальше, в глухую темнохвойную тайгу, а не лезть на глаза. Но как он его будет бояться, если человек появляется в тайге все реже? Например, сейчас в районах, где по климатическим условиям зерновые плохо растут, на бывших полях стали сеять травы, а значит, лесные покосы больше не нужны, их забросили, они зарастают дурниной. Еще один фактор, положительно влияющий на рост популяции, – безобразная рубка лесов. В том смысле безобразная, что лесосеки не убираются.
– Рубки у нас активно ведутся в центральной группе районов, где есть какая-то транспортная инфраструктура. Деляны не вычищаются от хлама, там остаются порубочные остатки. Потом все это зарастает кустарником, бурьяном, мелколесьем… А это для медведя благоприятнейшая среда, – говорит профессор.
Итак, несколько факторов – ослабление охотничьего давления, уход людей из тайги, хлам в лесах – влияют на то, что медведь перемещается ближе к человеку.
Что делать? Вмешиваться в эти процессы. Наводить порядок в лесах. Грамотно использовать охотничьи ресурсы. Регулировать численность зверя. По какому праву? Да по такому, что человек – такая же часть природы, как и звери, которые очень успешно регулируют численность друг друга. Лисы – «следят» за популяцией зайцев, волки – «контролируют» копытных, люди – волков.
Поэтому и численность медведей мы можем и должны регулировать. Человек делал это тысячелетиями. А сейчас урбанизировался и в дела животного мира предпочитает не вмешиваться. И тогда животный мир приходит к нему сам. Прямо в города.
Так что можете смело писать друзьям в другие регионы России: «Да у нас тут медведи по улицам ходят!»
Спасибо, что не кусаются. Пока не кусаются.