16 июня православный мир отметит один из 12 главных праздников – День Святой Троицы. Он символизирует единство Святого Духа, Бога Отца и Бога Сына. На 50-е сутки после Воскресения Иисуса Христа на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух. После этого они получили дар говорить на разных языках, чтобы проповедовать учение Христа для народов мира.
Накануне Троицы мы встретились с митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном. Наш разговор – о сохранении традиций церкви, о любви к ближнему и покаянии, о новом социальном явлении – храмоборчестве, а также о том, как найти общий язык с неверующими.
Живите с верой
– Владыка, современные люди пребывают в постоянной борьбе. Жизнь наполнена стрессами, проблемами. Как не озлобиться и не потерять себя? Что вы делаете, когда вам грустно или плохо?
– Я живу с верой в Бога и в его могущество в моей судьбе. Я так воспитан. Моя семья верующая. Бабушка не боялась ни советской власти, ни атеизма, всегда молилась – подпольно или в храме. Я с этим вырос. И уже будучи взрослым человеком, живу с верой ребенка. Она только укрепляется с годами. В нашей вере есть одно удивительное положение: все скорби и страдания принимать с радостью. Смерть близких или несправедливость – возможно, ты будешь плакать. Но когда успокоишься, поблагодари Бога – это очищение от грехов. Зная свой характер, каждый человек может сам дать себе оценку. Оскорбили, унизили, но и ты хорош! Бог видит правду. Такое простое отношение к жизни укрепляет силы и не позволяет опуститься до самоуничижения, сохраняет благородство. Я согласен с патриархом Кириллом, который сказал: «Во всем можно сомневаться, только в Боге не сомневаюсь».
– И наступает облегчение?
– Приходит ясность: нет причины тосковать. Отмойся от грязи – покайся. Ведь это выход к своей душе, возможность оценить свой поступок. В самый горький час обратись к Господу, Деве Марии, к святым небесным силам с просьбой об одном – о мужестве. А самое худшее, что может быть, – это клевета и непонимание людей, которые, казалось бы, должны поддерживать тебя.
– Одна из главных христианских заповедей – о любви к ближнему. Но как полюбить его – озлобленного и недовольного? В последнее время люди стали яростно выступать против строительства церквей: запретили возведение храма на Баумана, беснуются по поводу строительства церкви на набережной Енисея. Как вы относитесь к этим людям?
– Это горький час для православных – против исторического собора, православной культуры восстают люди, настроенные на ложь. Обиды, оскорбления в сторону верующих, церкви, властей они будируют по лживому представлению о ценностях жизни. Подчас действуют они как Иуда – за деньги. Одно успокаивает: у каждого свой Иуда.
– Молитесь за них?
– Конечно. Проклинать – это слишком дешево. Мы молимся об их спасении. Они в наших утренних и вечерних молитвах. Горечь от того, что сегодня они гонят своего Создателя, а завтра попадут на его суд. «Господи», – скажут они, а Он ответит: «Не знаю вас», как в евангельской притче о богаче и Лазаре. Такое противостояние приводит к гибели души.
Церковь – не закрытая организация
– Тем не менее церкви удается найти общий язык с неверующими. При епархии создан общественный совет, в который входят в том числе люди, далекие от веры. Какие вопросы решаете вместе?
– Мы создали общественный совет, чтобы опираться не только на наш духовный опыт, но и на мудрость, интеллект людей совсем не церковных. И мне кажется, этот опыт нам удался. Находим взаимопонимание по многим вопросам. Например, через совет взаимодействуем с медиками, педагогами, деятелями культуры, общественными организациями. У нас могут быть разные пути философского осознания мира, но мы вместе делаем одно большое дело. Развиваем волонтерские проекты, воспитываем у подрастающего поколения духовность и патриотизм, пропагандируем здоровый образ жизни, боремся с различными зависимостями красноярцев, привлекаем внимание общественности к актуальным проблемам социума.
– То есть церковь активно участвует в светской жизни Красноярского края?
– Так и должно быть. Церковь – не закрытая организация. Она открыта для морали и нравственности. А это фундамент жизни. Мы привлекаем внимание к болевым точкам нашего общества. Например, в ответ на обращение красноярцев, которые сочли ряд художественных произведений, рекомендованных к изучению в начальной и средней школе, опасными для детской психики, инициировали психолого-лингвистическую экспертизу рассказов. Эксперты признали опасения родителей обоснованными, и члены общественного совета направили в Министерство образования России обращение с просьбой исключить произведения из школьной программы.
А участие в общественном совете людей с различными взглядами, но нацеленных на преобразование общества к лучшему, делает орган уникальным.
«Баба в штанах» – это ханжество
– Сейчас активно ведутся дискуссии о вере. Например, считается, что существуют строгие правила поведения в церкви. Это относится и к одежде. Насколько важно – пришла женщина в храм в джинсах или юбке? Может, важнее, что она все-таки пришла?
– Вопрос этики и эстетики поведения в храме имеет двухтысячелетнюю историю. Правила ношения одежды родились в Римской империи, в Палестине – на территории древнего Израиля. Эта культура очень далека от современных представлений и норм, которые сложились в евроазиатском обществе. Но в церкви никогда не ставился вопрос строгого табу для мужчин и женщин. В апостольских посланиях говорится, что мужчины в храме должны быть с открытой головой, а женщины в знак того, что они замужем, – в головном уборе. Это означает, что женщина не может быть предметом посягательств других мужчин. Правило актуально и в наше время. Женщине нужно иметь шляпку на голове. А в одежде каждый век дает свои рекомендации. В прошлом столетии женщины стали носить брюки и рубашки. И хотя джинсы воруют женскую красоту, допускается и такая одежда. Мы не протестуем. Выражение «баба в штанах» – это ханжество. Ведь много вопросов и к мужчинам. Они приходят в храм в шортах, майках в сеточку, украшенные татуировками. Но и здесь мы не предъявляем претензий. Понимаем: это такая форма потери человеческого достоинства. Что-то произошло с нравственной частью души молодежи. Хотя пожилые люди стараются хранить традиции церкви – одеваются как было предписано две тысячи лет назад.
– Захоронение в земле – тоже православная традиция, а сейчас обсуждается строительство в Красноярске крематория. Как вы относитесь к этой идее?
– Крематорий – часть нашей жизни. И быть захороненным в земле или сожженным в крематории – добрая воля того, кто готовится к смерти. Авраамические религии, к которым относится христианство, говорят, что тело должно уйти в прах, из которого оно создано. О том, что человек существовал, будут свидетельствовать его кости, останки. Для нас оболочка священна. А всепоедающий огонь в христианском понимании представляет ад. Тем не менее я не осуждаю крематорий и тех, кто выбирает такой способ уйти. Грех это или нет – не сказано нигде.
Я бы не хотел, чтобы меня сжигали. Есть учение о всеобщем воскресении. Когда произойдет второе пришествие Христа, Господь воссоздаст нас из праха. Мы состоим из элементарных частиц и химических связей. Возможно, останутся они и после сжигания.
Фото Олега КУЗЬМИНА