С понедельника у россиян появилось право расторгать почти любой договор добровольного страхования в течение пяти дней после его подписания. Указание Центробанка о так называемом периоде охлаждения подписано еще в конце прошлого года. Для простых смертных это значит, что от навязанных услуг страховщика можно отказаться и вернуть потраченные деньги полностью.
Классический пример массового навязывания дополнительных обязательно-необязательных услуг можно было наблюдать еще в прошлом году при продаже полисов ОСАГО. При попытке купить страховку автолюбителям дополнительно предлагали застраховать жизнь, здоровье, маму, папу или квартиру – что угодно, лишь бы оставленная в кассе сумма была побольше. В случае отказа в офисе внезапно «заканчивались» бланки полисов ОСАГО. Еще одно предложение, от которого невозможно отказаться, – страховка при кредитовании. При займе на машину предлагают взять еще и КАСКО, а при обычном потребительском кредите – застраховать жизнь. Вроде бы и необязательно, но, если откажешься, шансы получить кредит резко снижаются.
Так вот, теперь можно совершенно спокойно подписывать все дополнительные документы по страхованию. В течение пяти дней страховщик, если пожелаете, обязан расторгнуть ненужный вам договор.
Нововведение касается практически всех распространенных видов страхования – жизни, от несчастных случаев, КАСКО, добровольного медицинского, гражданской ответственности перед третьими лицами, финансовых рисков. Исключение сделано лишь для добровольного медицинского страхования трудовых мигрантов, туристов, которые выезжают за рубеж. Кроме того, страховка является обязательной, если без этого человек не может выполнять свою профессиональную деятельность – в большей степени относится к специальностям, связанным с риском для жизни.
Управляющий партнер «Антикризисного центра» Дмитрий Провоторов говорит, что такая возможность защищает права потребителя:
– Ранее в ряде случаев было сложно доказать, что услуга навязана. Подписал-то сам. Судебная практика по этому вопросу всегда была неоднозначной, хотя все все понимали. Сегодня ничего доказывать не нужно. Передумал? Идешь к страховщику и расторгаешь договор. Это большой шаг в деле защиты прав потребителей. Однако, на мой взгляд, нововведение Центробанка – это еще и своеобразный намек страховщикам. Суть его даже не в том, что человек имеет право отказаться. Компании сами должны понять, что навязывать дополнительные «услуги» – занятие бессмысленное и бесперспективное. То есть регулятор рассчитывает, что само это явление исчезнет.
Итак, если вам навязали страховку, то в течение пяти дней необходимо написать соответствующее заявление в компанию. Страховщик обязан вернуть потребителю деньги в полном объеме при условии, что договор еще не вступил в силу. В противном случае компания может удержать часть суммы, учитывая каждый день действия договора. Если же вам отказали, со всеми документами добро пожаловать в Центробанк.
Впрочем, есть и те, кто оценивает новые условия не оптимистично. Владелец автосалона Сергей Хохлов считает, что возможность отказа от допстрахования может привести и к негативным последствиям:
– Все мы знаем, что дополнительные страховки в случае с ОСАГО, к примеру, были нужны, чтобы покрыть издержки. Если этот ручеек перекроют, будет лишний повод для очередных разговоров о повышении стоимости базовых услуг. На самом деле некоторые страховые компании уже сегодня говорят, что неплохо бы изначально включить в условия «периода охлаждения» возможность закладывать издержки страховщика. Чтобы при расторжении компании в любом случае уходила часть суммы.
В случае возникновения проблем с расторжением договора обращаться нужно в отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления ЦБ РФ:
– письмо по адресу: Красноярск, ул. Дубровинского, 70;
– лично: каждую среду в Красноярске на улице Кирова, 23 (3-й этаж), с 13:00 до 17:00. С собой лучше иметь необходимый пакет документов;
– через электронную приемную на сайте CBR.RU – жалоба автоматически попадет в местное отделение.