XXIX Всемирные зимние студенческие игры стали важнейшим спортивным и гуманитарным событием, открыв Красноярский край и его столицу всему миру. Для нашего региона это значимая веха в истории. Универсиада «зарядила» жителей края на решение сложных задач. Красноярцы признаются: «она изменила нас», говоря о нематериальном наследии игр. А есть еще и вполне серьезный экономический фундамент, который был создан за пять лет подготовки к событию. Он стал заделом на будущее и увеличил возможности края как инвестиционно привлекательного региона.
О вкладе красноярцев и экономических эффектах
– Александр Викторович, высокие гости и эксперты, побывавшие в Красноярске, дали высокие оценки организации игр. Они совпадают с вашими ощущениями?
– По оценкам FISU, красноярская универсиада стала одной из лучших, если не лучшей за всю историю их проведения. Учитывая международное значение события, обеспечивали мониторинг прессы, в том числе зарубежной. Есть страны, которые, особенно в последнее время, недружественно настроены к России, но, тем не менее, оценка звучит приблизительно так, что красноярцы справились со своей задачей, пожалуй, лучше, чем кто-либо другой.
Что касается впечатлений, они разные. Я ходил на спортивные соревнования, но взгляд внешний и взгляд изнутри – это совсем другое дело. Каждый день для меня был большим испытанием и большим событием. Я чувствовал одновременно напряжение и радость, посещая состязания.
– Еще до старта универсиады обсуждалось ее наследие. Что сейчас можно сказать о тех эффектах, которые она уже принесла?
– Хочу подчеркнуть масштаб мероприятия. Были тысячи гостей, в том числе из зарубежных стран, – такого наш край за всю историю не знал. Событий подобного масштаба ближайшие 10–20 лет у нас не будет. Конечно, важен материальный аспект: большое количество спортивных объектов появилось, произошли заметные инфраструктурные преобразования, начиная с аэропорта, Николаевского проспекта. Построены две больницы и многое другое. Этот относительно короткий промежуток времени в разных аспектах стал историческим для края. Эффекты от проведения таких событий несут большую перспективу. Уже есть реальные итоги: из федерального бюджета Красноярскому краю выделено 45 млрд рублей в связи с универсиадой. За 15 дней игр товарооборот разных сфер экономики региона вырос на 3 млрд рублей. Это все идет в нашу экономику, миллиарды – они здесь: пользуйтесь, развивайте, зарабатывайте на этом. Современный аэропорт, на базе которого принято решение разместить один из четырех авиахабов, что увеличит товарооборот края с другими странами. Туризм – грех не воспользоваться такой раскруткой края после игр. Чем мы хуже Алтая, Иркутской области, у нас есть свои достопримечательности – уникальные объекты. Плато Путорана. Живописные Саяны. Именно в крае есть возможность осуществлять полеты на Северный полюс с Хатанги.
– Вы всегда подчеркивали важность нематериального наследия игр…
– Считал и считаю, что универсиада нужна, прежде всего, самим красноярцам, их мнение для меня является определяющим. Это должно было стать праздником для красноярцев, и стало. Только в Парке универсиады побывало около 700 тысяч гостей. Вместе нам удалось многое. Мы построили великолепные спортивные объекты. С точки зрения организации подготовки и проведения игр были сложности, но они не сказались на качестве. Даже природа оказалась благосклонной: в городе снег растаял, улицы почистили, а в пяти минутах езды гостей ждала олимпийская картинка – снежные горы. Ответственное отношение к делу, творческий подход, помноженные на открытость и дружелюбие красноярцев, позволили дать такой высокий результат. Мы работали в полную силу, чтобы доказать не только другим, но и себе, – мы можем.
О значимости студенческих игр для столицы края
– Немало усилий было приложено к преображению Красноярска, много говорилось о стремлении краевого центра к статусу столичности. Будут ли жители и власти активно участвовать в поддержке традиции благоустройства нового уровня?
– Стандарты благоустройства уже внедрены. Конечно, потребуются финансовые вложения. Но нельзя забывать, что качество городской среды зависит не только от денег, нужно каждому показывать пример порядка в своем подъезде, дворе. Думаю, вместе за несколько лет мы сможем сделать краевой центр одним из самых красивых в стране. Чтобы фраза «Красноярск – столица Сибири» не воспринималась неожиданно. Когда кампания по преображению города началась, мы решили в первую очередь сделать знаковые места. У нас вместо лавок появилась уличная мебель, прилично выглядит проспект Мира, мы создали вечерний облик города с замечательной подсветкой. Люди это оценили. Подчеркну, что мы сами должны формировать положительные примеры, добиваться соблюдения стандартов чистоты.
– Облик Красноярска изменили спортивные объекты мирового уровня, и новые, и реконструированные…
– Считаю заслуженным в полном смысле слова Дворец спорта им. Ярыгина. С точки зрения оформления и условий проведения соревнований он был очень ярким и красивым. Академия биатлона – теперь уже наша базовая структура. «Сопка» является уникальным объектом, это признают все зарубежные эксперты. Чуть ли не единственный в мире комплекс, где одновременно можно проводить соревнования по шести дисциплинам фристайла. И, возможно, станет международным учебным центром для спортсменов.
«Радуга» тоже великолепный объект, который перейдет СФУ. Там есть хороший бассейн 50 метров, большой спортивный зал, очень нужный красноярцам скалодром.
О роли бизнеса
– Александр Викторович, как выстраивался диалог с руководителями крупных предприятий, которые взяли на себя часть обязательств по подготовке к универсиаде?
– Моя идея, которую я высказывал, еще будучи председателем Законодательного собрания края, состоит в том, что собственники крупных предприятий, являющихся локомотивами экономики региона, должны чувствовать себя хозяевами этой земли. Чувствовать ответственность за то, как идут дела, как живут люди. Еще в декабре позапрошлого года мы подписали первый меморандум о сотрудничестве с собственниками СГК, «Норильского никеля», РУСАЛа. Это редкий случай, когда они собрались в одном месте. Тогда в преддверии универсиады им было предложено поучаствовать в подготовке самого города, который я считаю особым объектом универсиады. Им было предложено поучаствовать в архитектурной подсветке мостов, обустройстве общественных пространств. Никого не пришлось уговаривать, а в середине пути возникло даже творческое соревнование, как сделать лучше.
Я пытаюсь и сейчас с таких позиций продолжать эту линию. Придет очередной КЭФ, будем дальше говорить о вкладе крупных корпораций в развитие края. С точки зрения того, что принято называть хозяйским отношением к окружающему миру и среде. Как пример – компания «Полюс Золото» переехала к себе на родину. Хотя у нее есть структурное подразделение не только в крае. На низком старте находится и РУСАЛ, который тоже намерен перевезти в Красноярск основной управленческий дивизион. Эту политику мы будем продолжать. Это означает и рабочие места, и социальные лифты для молодежи, это место управленческих решений. Очевидно, что «ты – мне, я – тебе» – такой тактики не может быть в отношениях с бизнесом. Только движение навстречу.
О кадровом потенциале
– Универсиада стала рубежом для оценки личных возможностей людей. А каковы перспективы у творческой элиты, у тех специалистов, которые ярко проявили себя? Они не уедут из края?
– У каждого своя судьба. Кто-то находит себя за рубежом, кто-то в Москве. Я нормально к этому отношусь, но уверен: в Красноярске есть большие возможности, чтобы себя реализовать. Я не уеду. И таких много. Основные дизайнерские решения транслировались на весь мир, это дело рук красноярских дизайнеров. Они работают много лет, и точно группа не распадется. Много принесли люди, которые к универсиаде непосредственное отношение не имели. Например, Полина Проворова, которая занимается дизайном. Загорелась идеей Парка универсиады, придумала объект, ожививший культурную программу игр. Парк стал удачной импровизацией в последние три недели перед событием. Считаю, что нам необходимо заказать добротный проект острова Татышев. И там выделить локацию для событийных вещей. Например, с середины декабря для рождественских праздников, затем для весенних ярмарок. То же и с дирекцией универсиады – большой коллектив, многие себя проявили. У нас есть возможность создать серьезную корпорацию, которая будет заниматься организацией форума конгресса цветных металлов, экологического форума. Для этого нужна структура, она чем-то напоминает работу на универсиаде. Мы обязаны на этой волне поставить индустрию туризма на новый уровень. Этим тоже должны заниматься новые люди. Скажу простую вещь: универсиаду сделали в основном сами красноярцы, в большинстве своем они останутся на родине.
Об изъянах и успехах
– Как вы прокомментируете факты выявленных нарушений при подготовке к играм?
– Мы стремились профилактировать возможные осложнения. Для этого на каждом из штабов присутствовали представители силовых структур, все темы обсуждались с их участием. Сейчас я поставил задачу тщательно проанализировать все финансовые последствия универсиады. В мае ожидается плановый приезд в край Счетной платы РФ. Как и в каждом масштабном деле, наверное, будут изъяны. Но это не снижает общей высокой оценки дела многих людей в этом по-настоящему историческом деле. Люди, которые внесли значимый вклад в подготовку и проведение игр, получат поощрения. Многие из участников этой громадной работы будут представлены к госнаградам.
Мы должны идти вперед, и универсиада стала для этого главным стимулом.
О грядущих масштабных проектах
– Человеку всегда есть куда стремиться, но какие события должны состояться здесь у нас, чтобы мы поддержали высокую планку, заданную универсиадой?
– В основе всего лежит экономика. Наращивание инвестиционного потенциала через крупные проекты – наша стратегическая задача. К универсиаде мы шли более пяти лет, точно так же нельзя ожидать, что ошеломляющий результат от новых проектов произойдет за год-два. Речь идет о крупных проектах, которые входят в повестку «Енисейской Сибири», прежде всего. К примеру, инвестиции компании «Интергео» в разработку крупного месторождения в Тыве и крае. Создание технологической долины РУСАЛа. Задача стоит – приблизительно сотню перерабатывающих производств у нас, что называется, приземлить. Нам нужно уходить от сырьевой зависимости к продуктам с добавленной стоимостью.
Метро – мечта многих красноярцев. Я надеюсь, почти уверен, что мы запустим проект. Но это минимум три-пять лет. Мост в районе Высокогорска: мы его тоже не построим завтра. Но уже есть проектные решения, понимание по финансированию.
Хочу сказать и о социокультурных событиях, которые нас ждут, о юбилее Енисейска – отца городов сибирских.
Красноярск должен стать центром проведения крупных научно-деловых событий. КЭФ, форум цветных металлов, конгресс по Арктике – это не мероприятия «в воздухе». Они несут мощный экономический эффект развития малого и среднего бизнеса – гостиничного, транспортных услуг, сферы туризма. В спортивной сфере мы будем претендовать на проведение крупных российских и мировых соревнований. Планов много, и работы, думаю, хватит всем.
Коротко
– Александр Викторович, эта история, где вы со сборной Германии общались свободно, поразила. Вы учили немецкий?
– Я немецкий язык выучил давно, когда в 1986 году в составе 11 российских специалистов проходил двухлетнее обучение в городе Фрайбурге в институте иностранного международного уголовного права. Перед универсиадой точно не занимался языками, мне было чем заняться.
– Как вы относитесь к публикациям о том, что наша сборная выставила профессиональных спортсменов против любителей из иностранных команд и поэтому победила так уверенно?
– Честно говоря, отношусь с удивлением к такому мнению. Потому как сами участники игр и зарубежные делегации по этому поводу не выказывают никаких недоумений и вопросов. Да, высокоподготовленные спортсмены, которые являются студентами, вошли в российскую сборную. Возможно, участники других стран ехали не только победить, кто-то решил посмотреть Сибирь, показать себя. Как Захра Лари, девушка в хиджабе. С другой стороны, в командных состязаниях конкуренция была жесткая. Дух спорта, дружбы, азарта – это главное, а не только медали.
– Скоро стартует Красноярский экономический форум. Оценят ли гости преображение города, новые объекты?
– Большая часть гостей КЭФа хорошо знают Красноярск. Но мы намеренно назначили форума спустя две недели после универсиады, чтобы перевести дух, но вместе с тем чтобы не «остыть» от эмоций. Конечно, на ряде объектов пройдут показательные выступления. Но для меня излюбленным местом для встречи остается Сибирский федеральный университет, где звездный состав лекторов из числа экспертов Красноярского экономического форума может поделиться своими знаниями со студентами. И этот форум не станет исключением.