Радиосвязь на коротких волнах в специально отведенных диапазонах – одно из интереснейших увлечений многих людей, которых называют радиолюбителями-коротковолновиками.
Хэм работает из шэка
В СССР радиолюбительство активно стало развиваться в 20–30-х годах прошлого века. Это было время великих открытий и путешествий – челюскинцы, папанинцы, освоение Севера. В разных уголках страны радиолюбители чуть ли не на коленке, из подручных материалов, строили первые детекторные приемники, чтобы слушать Москву. Схемы таких приемников публиковались во многих журналах. Знаменитый радист-папанинец Эрнст Кренкель, который до сих пор является кумиром и непреложным авторитетом для всех коротковолновиков России, тоже пришел в профессию из радиолюбительства. С дрейфующей льдины он работал на приемопередатчике собственной конструкции. В те времена в стране возникло мощное радиолюбительское движение, появлялись клубы во многих городах.
Они и сегодня существуют, в том числе и в Красноярске – в нашем крае этим хобби занимаются несколько сотен человек, у нас есть отделение Союза радиолюбителей России, при котором работает коллективная радиостанция.
Многие радиолюбители выходят в эфир прямо из своей квартиры – вы, наверное, видели на крышах некоторых домов огромные, необычного вида антенны. Значит, в этом доме живет хэм, здесь его шэк. (Все непонятные слова и аббревиатуры – в «Кратком словарике…» ниже.)
Жизнь коротковолновиков разнообразна и увлекательна. Это и просто работа в эфире, и охота за DX. Радиолюбители могут связаться со всеми континентами, островами и странами, где работают их коллеги по хобби.
Радиолюбительство – это спорт, входящий в Единую спортивную классификацию. Как и положено спорту – со своими соревнованиями, внутригосударственными и международными. С медалями, дипломами, титулами.
А предмет коллекционирования и гордости каждого радиолюбителя – QSL-карточки, «кюэсэлки». Такие открытки, часто красочные, с видами дальних стран, экзотических островов. Хэмы обмениваются ими по почте в знак того, что между ними состоялся сеанс радиосвязи. Обязательно на лицевой стороне открытки крупным шрифтом – позывной.
У нашего героя он такой: R0AD. В эфире, когда хэм работает «телефоном», это звучит как «Радио-ноль, Анна, Дмитрий».
Позывной каждого радиолюбителя Земли – единственный и неповторимый, как отпечаток пальца. По комбинации букв и цифр позывного можно определить, из какой страны работает передатчик, из какого района этой страны, а иногда и категорию радиолюбителя. Например, VA0XN – это радиостанция, работающая из Канады. DK1AA – из Германии. Довольно сложная система. Но выучить ее необходимо, все радиолюбители сдают специальный экзамен для получения лицензии.
Хобби королей
– Говорят, радиолюбительство умирает, его убивает Интернет? – задаю провокационный вопрос.
– Нет! Слухи о его смерти сильно преувеличены. В стране по-прежнему работают в эфире десятки тысяч хэмов. В мире нас около трех миллионов в разных уголках планеты. Это люди разных профессий и возрастов, далеко не одни технари. Есть даже шейхи, президенты государств, мировые знаменитости, космонавты, известные политики. Например, радиолюбителями были Раджив Ганди и король Иордании Хусейн.
Однако справедливости ради надо сказать, молодежь все реже приходит в наше хобби. Здесь ведь нужно очень много знать и уметь, многому учиться. Одна система позывных чего стоит, или Q-код, или регламент любительской радиосвязи. А «телеграф»? Без знания морзянки ты не радиолюбитель, а «радиоинвалид», как говорил великий Кренкель. Куда проще сидеть в Интернете, отправлять эсэмэски, не вылезать из соцсетей, уткнуться в смартфон, чем самому собрать трансивер, сделать расчет антенны… Некоторые даже не знают, что без изобретения радио не было бы и сотовой связи! – увлеченно рассказывает о своем хобби красноярский радиолюбитель первой – высшей категории Игорь Буянов (R0AD).
Ему 49 лет. К своему увлечению приобщился еще подростком. Ходил в радиоклуб, паял там свои первые приемники, потом собрал и радиопередатчик – «Радио-76». Хобби переросло в профессию, Игорь окончил Красноярский радиотехнический техникум по специальности «Конструирование и технология производства радиоаппаратуры». В 80-х несколько лет работал в КБ «Искра», на заводе телевизоров. Участвовал в разработке аппаратуры военной радиосвязи. Потом романтика позвала его на севера. Уехал в Туруханск, работал инженером радиосвязи в геологоразведочных экспедициях. Налаживал связь между буровыми, месторождениями, устанавливал там аппаратуру, антенны, учил геологов всем этим пользоваться. Сейчас трудится электромонтером на заводе холодильников.
Но в радиолюбительский эфир выходил всегда, при любой возможности.
– На северах – часто даже со служебной аппаратуры со своим позывным, что было строго запрещено, – смеется он. – Сейчас, думаю, уже можно в этом признаться.
Из тайги – со всем миром
Игорь не работает из домашнего шэка. У него его просто нет: ставить антенны на крыше многоэтажки – большая морока, требуется куча согласований. Зато у него есть палатка и верный рюкзак, в который он время от времени складывает продукты, котелок, спальник… И самое главное – свое радиолюбительское имущество: трансивер, аккумуляторы, мотки антенных проводов, телеграфный ключ, длинное телескопическое удилище, которое служит мачтой для походной антенны, маленький ноутбук… И отправляется в путь. Он радиолюбитель-полевик – это особая категория радиобродяг, которые работают из самых труднодоступных мест. С горных хребтов, из глухих уголков тайги, знаменитых природных достопримечательностей. Таких, например, как наши Столбы, озеро Байкал, редкие пещеры. За работу из таких мест радиолюбители получают специальные дипломы. Причем, работая из «полей», к своему позывному хэм прибавляет через дробь латинскую букву P. Звучит это как «дробь Павел». Его коллеги, услышав такую концовку позывного, сразу понимают: человек работает в походных условиях.
Игорь объездил и исходил ногами всю Сибирь – Алтай, редкие озера и дальние реки, сплавлялся на катамаранах, поднимался в горы. И всюду с трансивером. Он у него самый маленький и легкий из всех выпускаемых японской промышленностью – FT-817. Размером с кирпич, без аккумулятора весит всего килограмм.
Участвовал во многих контестах, из разной тьмутаракани связывался со всеми континентами Земли, за что имеет множество дипломов. И даже с островом Гуам.
– Немудрено «закачать» в хорошую стационарную антенну киловатт мощности и комфортно работать хоть с Австралией, хоть с Южной Америкой. Но мне интересно «взять» эти страны малой мощностью, на полевую антенну. Я QRP’шник, работаю всего пятью ваттами – это мощность лампочки карманного фонарика. Предпочитаю цифровые виды связи – когда информация мгновенно передается «пакетом». Ну вроде как электронное письмо, только переданное через радиоэфир. Для этого и нужен компьютер, он подключается к трансиверу. Конечно, работаю и «телефоном», и CW – этот вид модуляции в радиолюбительстве классический: точка – тире.
Нет проблем услышать сигнал мощной станции, которая «гремит» в эфире и на которую бросаются все. Но особый кайф – «вытащить» из шумов слабенький, еле слышный сигнал. Это значит, что человек, как и я, работает QRP. Или его передатчик расположен за тысячи километров. Провести такую радиосвязь – целое искусство. Антенна должна быть правильно настроена, нужно уметь слушать эфир, знать особенности прохождения радиоволн на разных диапазонах.
Куда отправлюсь в следующую радиоэкспедицию? Ну вот, например, есть такая дипломная программа «Реки России». Хочешь со мной? Заберемся на какую-нибудь дальнюю речушку, с которой никто еще не выходил на связь, раскинем антенны, поучу тебя работать на трансивере…
Краткий словарик радиолюбительских терминов
Хэм (от англ. HAM) – радиолюбитель на профессиональном сленге. По одной из версий, происходит от первых букв названия американского журнала Home Amateur Mechanics, в котором на заре радиолюбительства публиковались радиосхемы.
Шэк – радиорубка, помещение, в котором стоит трансивер.
Трансивер – приемопередатчик, в просторечии рация.
QRP – работа в эфире малой мощностью передатчика (до 10 Вт).
CW, или «телеграф», – работа в эфире азбукой Морзе.
«Телефон» – работа в эфире голосом, когда оператор говорит в микрофон.
Q-код – специальный радиолюбительский код, в котором для краткости в виде трех букв закодированы целые выражения. Например, QRZ – кто меня вызывает? QSL – можете ли вы подтвердить прием? И т. п.
DX – редкие и дальние станции. Например, станция, работающая с острова Гуам в Тихом океане.
Контест – соревнования в эфире на скорость работы и максимальное количество радиосвязей за определенный промежуток времени.