К сожалению, основами финансовой грамотности обладают немногие. А потому не задумываются о последствиях своих решений. Часто это приводит к серьезным ошибкам, неумению правильно распределять семейный бюджет, делать накопления и грамотно вкладывать деньги, чтобы жить без неподъемных кредитов и других долгов. А потому очень важно уже с детских лет прививать понимание, как зарабатываются средства на жизнь, как ими управлять. В рубрике «Азбука финансов» наша сегодняшняя тема об уроках для детей, которые научат их умело обращаться с деньгами.
Уровень финансовой грамотности большей части взрослого населения нашей страны, прямо скажем, не особенно высок. Но уж дети-то точно должны знать больше. В течение уже нескольких лет в детских садах, школах, в том числе нашего края, проходят специальные занятия, где им прививают финансовые привычки, умение правильно обращаться с деньгами, оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации.
Сравнивая ставки
Многие могут усмехнуться: дети не зарабатывают деньги, кормят и одевают их родители, так зачем нужны такие занятия?
Увы, учить 18-летнего беречь деньги, планировать свои расходы и не тратить все на пустяки уже поздновато. Да, многие усвоят определенные навыки – но набив немало шишек и совершив массу ошибок. Так не лучше ли начать как можно раньше?
– У нас есть несколько направлений, когда в тех или иных дисциплинах есть какие-то блоки, связанные с финансовой грамотностью, – речь идет об экономике, обществознании, математике, – поясняет Сергей Красноусов, руководитель регионального центра финансовой грамотности. – Или же различного рода внеурочная деятельность, к примеру, участие в федеральном проекте «Школа вожатых», предполагающем профильные занятия в лагерях. На разных занятиях нужно сравнить, какие есть ставки в банках, и проанализировать, насколько выгодно размещать средства. В условиях понижения ставок по депозитам особенно интересно сравнить варианты инвестирования, изучить рынок ценных бумаг. И это не скучно – у нас много контента с мультиками, с видеороликами.
По словам специалистов, получая такие знания, дети потом косвенно влияют на родителей, которые начинают более грамотно относиться к потреблению. Ситуация с пандемией показала, что у многих не было сбережений даже на самое необходимое.
О том, чтобы будущее поколение более грамотно подходило к планированию своих расходов и знало, как защититься от финансовых мошенников, задумались и в Банке России. Его специалисты участвуют в разработке образовательных программ для школ и вузов, проводят мероприятия и онлайн-семинары.
Людмила Гинкель – одна из преподавателей, сотрудничает с Отделением Сибирского главного управления Банка России по Красноярскому краю и раскрывает секреты грамотного планирования бюджета ученикам красноярской гимназии № 13.
– Этот предмет очень практико-ориентирован, закладывает основы грамотного финансового поведения, что очень важно, – уверена она. – Вы знаете, что наши школьники, по данным международных исследований, имеют высокий уровень академических знаний и низкий – их практического использования? Ребята не умеют решать задачи, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Но многие уже понимают, что финансовая информация точно пригодится в реальной жизни, и они даже на удаленке с удовольствием выполняли домашние задания. А вот отношение родителей было разным. Были уверенные в том, что планирование финансов – это для богатых, а «у нас планировать нечего, у нас денег нет». Так их потому и нет, что вы не знаете, куда уходит ваш доход, как он распределяется! Но есть и те, что благодарили: им и в голову не приходило, что ребенка можно привлекать к планированию семейного бюджета и только выиграть при этом.
Небесполезный опыт
На таких занятиях школьники получали и особые домашние задания, эффект от которых мог повлиять на всю жизнь. К примеру, нужно было поставить определенную цель и накопить на нее с помощью карманных денег в течение четырех месяцев. Именно накопить, постоянно ограничивая себя в сладостях, развлечениях, игрушках, а не выпросить нужную сумму у родителей! Справились не все. Но нет сомнения, что и те, и другие получили полезный опыт ограничения своих желаний.
А не так давно специалисты Отделения Сибирского главного управления Банка России по Красноярскому краю и Центр развития семейных форм воспитания запустили совместный проект по обучению финансовой грамотности приемных детей и их родителей.
Тема денег для бывших воспитанников детских домов вообще непростая. На специализированных форумах приемные родители делятся переживаниями по поводу того, что ребенок может потерять или сломать три мобильных телефона в месяц и не увидеть в этом ничего страшного. Или испортить и легко выбросить дорогую вещь, на которую едва накопили: в детском доме нет необходимости что-то беречь, нужным там всегда обеспечат.
Проект включает немало тем для обсуждения. Приемная мама Светлана Еремцова побывала с ребенком на занятии, посвященном безопасности банковских карт.
– Тема серьезная, все доступно, интересно изложено, – рассказывает она. – Мой сын слушал внимательно, потом даже брату пересказал наиболее поразившие его моменты. Я тоже довольна – для наших детей это необходимо, ни для кого не секрет, что они нередко вырастают потребителями, привыкшими сразу тратить все деньги, которые попадают им в руки. Не понимают элементарных вещей – то, что надо всегда иметь в запасе определенную сумму денег, что в старой обуви нужно идти на прогулку, а в школу надеть новую. Они считают: им все обязаны покупать, особенно когда ребенок попадает в семью в подростковом возрасте и уже хорошо осведомлен, что опекуны получают на него определенное пособие. Я даже хочу предложить в рамках проекта тему про кредиты – многие дети считают, что подрастут, займут в банке и наконец-то будут хорошо жить.
Хочется верить, что через определенное время вырастет – в том числе и благодаря занятиям – более грамотное в финансовом отношении поколение.
Учите сами!
Если в школе, где учится ваш ребенок, финансовой грамотности уделяется недостаточное внимание, то можно скачать необходимый комплект учебных материалов и заниматься дома самостоятельно.
Для этого необходимо зайти на сайт НИУ «Высшая школа экономики» в раздел «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» по адресу: fmc.hse.ru.
Здесь можно скачать материалы для обучения школьников со 2-го по 11-й класс, а также ознакомиться с видеолекциями, записанными преподавателями НИУ ВШЭ по таким темам, как «Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество», «Страхование», «Создание нового бизнеса», «Банковские услуги и отношения людей с банками».
Также можно скачать в сети обучающие мультфильмы, например, «Смешарики2D. Азбука финансовой грамотности», «Богатый Бобренок».
Или приложения: «Финзнайка 6+» (разработано по заказу Министерства финансов РФ для школьников с 1-го по 4-й класс), «Финзнайка» (для школьников средних и старших классов).
Полезна будет и онлайн-игра, которую выпустил Банк России «Тайна потерянной копилки». Из нее дети узнают, как избегать мошенников, сохранить свои накопления в безопасности, приумножить их и многое другое.