Разговор с митрополитом Пантелеимоном о миссии Церкви

Разговор с митрополитом Пантелеимоном о миссии Церкви
Фото: Руслан Рыбаков

В зону специальной военной операции сегодня отправляются не только добровольцы из нашего края, на передовой несут службу и священники из храмов Красноярья. В приходах открываются мастерские, где изготавливают необходимые бойцам вещи.

Накануне православного праздника Крещения Господня мы встретились с митрополитом Красноярским и Ачинским, главой Красноярской митрополии Пантелеимоном. Наш разговор о миссии Церкви в зоне спецоперации.

И человеческое, и божественное служение

– Владыка, наши священники на фронте – это решение Красноярской епархии?

– Первые посланцы поехали в зону спецоперации по зову совести и сердца, мы их не командировали. Один из них, отдохнув, снова отправился к ребятам, с которыми служил. Сейчас два священника от нашей епархии несут послушание там, где идут бои. У некоторых уже есть награды. Их действия я расцениваю как героический подвиг. Они не берут оружия, но вытаскивают с поля боя раненых, выводят из окружения, помогают оказывать им медицинскую помощь – работают как санитары, могут что-то готовить на кухне и многое другое. Но главная задача священников – денно и нощно духовно укреплять волю и мужество бойцов. А также раскрывать святость подвига нашего воина в XXI веке. Они несут и человеческое, и божественное служение.

– Во фронтовых условиях не получится провести полноценную службу. Как священники выходят из этого положения?

– Конечно, условия не позволяют провести такую же службу, как в храме, но с давних времен существуют специальные военные чины – порядок службы именно среди воинского контингента. Это и литургии, и молебны, и погребения не в сокращенном виде, а равноценные по силе духа и освящающей силе тем службам, которые совершаются по уставу Церкви в наших храмах и монастырях.

Но послушание священников на фронте не самое главное участие в спецоперации Красноярской епархии. Когда началась СВО, мы стали собирать деньги во всех приходах и отправлять на нужды бойцов. Сейчас идет непрекращающийся сбор средств – мы аккумулируем финансы, а потом передаем на покупку обмундирования, необходимых технических средств – от летательных аппаратов до приборов ночного видения. На днях передали 50 тысяч рублей на приобретение лекарств для военного госпиталя в Красноярске, где лечатся раненые. В Архиерейском доме действует пошивочная мастерская – прихожане закупают материалы и изготавливают одежду, необходимую бойцам. Сбор вещей идет как во время Великой Отечественной войны: женщины и старушки вяжут носки, варежки. Приносят нам и постельное белье. Все направляем на фронт. Приходы  изготавливают блиндажные свечи. Практически в каждом храме действуют такие волонтерские группы. Раньше покупали печки, чтобы бойцы могли отапливаться в блиндажах. Но сейчас, говорят, необходимы электроприборы, чтобы противник не заметил трубы.

Такова наша работа. Я не считаю, что она героическая. Это вклад Православной церкви в общее дело. А оно очень серьезное – приносит трагедии, забирает человеческие жизни. Но без этого невозможно быть миру в нашем государстве. Мы это понимаем и всеми силами поддерживаем и президента, и воинов. Верующие люди осознают всю опасность того, что происходит на Украине – возрождение фашизма, национализма. Сейчас бомбят Белгородскую область, Брянск, Смоленск, залетают снаряды на Кубань. А если бы мы пропустили врага на нашу территорию, Россия умылась бы реками крови невинных, мирных людей. Такова злоба. Мы молимся специальной молитвой на Победу. И победа будет за русским воинством!

– Часто говорите об этом с прихожанами?

– Мы в Церкви чувствуем: люди приходят в состояние понимания и даже жертвенного отношения к спецоперации. Это необходимая мера, которая во все времена спасала народы, борющиеся за свою жизнь, свободу, за государственность. Сейчас все чаще и чаще звучит: нужно бороться до победы. Во время Великой Отечественной войны понимали: если не уничтожить фашизм, исчезнет наша нация. Сегодня война идет по-другому, но опасность та же. Первое время люди вопрошали: «Как вы, попы, благословляете на войну, на убийство родного народа?» Но мы не убиваем народ, мы спасаем Украину от того, что произошло. Это же Русь. Это трагедия всего русского народа и никакой другой нации. Движение к Москве происходило из Киевской Руси. Наши военные сами погибают, а гражданское население стараются не травмировать. Не разоряют поселки, дома, ценят жизнь человека.

Фото: Олег Кузьмин

– Почему епархия считает важным оказывать материальную помощь бойцам, ведь главная миссия Церкви – забота о душе?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в смысл главной молитвы Господа, которую Он нам дал, – «Отче наш». Мы просим: «И дай нам хлеб насущный на каждый день». Не только Божьим словом врачевать души, но еще важно и сохранить человеческое тело, жизнь. В этом материальном участии есть глубокая духовная жертва на мир. Это очень важно. Не хлебом единым жив человек, но каждым словом, исходящим из уст Божьих. В то же время учтется даже стакан воды, который мы дадим человеку во имя Господа. Зачтется как подвиг.

Господь укрепляет людей

– Многие бойцы рассказывают: ушли на фронт неверующими людьми, а там, в бою, приходят к Богу, к вере. Что происходит в душе человека в сложной ситуации?

– Военная борьба заставляет человека увидеть свою жизнь, ценить ее. И бороться не только за земное существование, но и за вечность. Это открывается людям. И они становятся не просто верующими, а подвижниками веры. С этой верой они идут в бой, совершенно не думая об опасности. Человек должен бояться всего, что его угнетает – от уныния до болезни, – но война такое явление дьявольское, где только движение вперед помогает выживать и побеждать. На фронте и крестятся, и исповедуются, и причащаются. А приходят домой на передышку – венчаются. И мы проводим обряд венчания даже в пост, потому что бойцы не могут ждать. Они понимают: Бог им помогает. Сейчас все чаще в храмы приходят пары военных.

Наше общество за перестроечные годы утратило что-то важное в отношении патриотизма. Приобрело убивающее душу – черствость, бессердечность, духовную безграмотность. А сейчас Господь укрепляет людей.

– Но Православная церковь активно занимается патриотическим воспитанием.

– Церковь никогда не отходила от своей идеологии в плане любви к Родине, патриотизма. Христианство направлено на воспитание в человеке бережного сохранения своей страны и жертвенного служения. Ведь землю каждому народу дал Бог. И с амвонов никогда не смолкала проповедь о любви к Отечеству, святости воинского долга. Сейчас эта работа Православной церкви дает возможность государству опираться на патриотизм нашего народа – его сыновей и дочерей.

Еще не исчезло в обществе варварское стремление поработить другого человека. Это идет от первородного греха. А учение Церкви о втором пришествии Христа, обновлении мира сравнивается с возвращением утраченного рая. Это произойдет, когда всеобщая духовная демократия победит насилие, зло, дисгармонию и всякое явление, растлевающее человеческую душу. Но, видимо, долго еще придется Церкви трудиться над этим вопросом. Пока на земле останется хоть один преступник, пока будет сделан хоть один аборт, пока будет происходить насильственная смерть детей, общество не придет к святости.

Церковь открывает дорогу не только к Богу, но и к самому человеку, его воспитанию, самосовершенствованию. Сегодня мы имеем в Красноярском крае большие воскресные школы, где учатся не только дети, но и их родители, бабушки, дедушки. В некоторых приходах классы посещают до ста человек. Есть у нас и специальные духовные школы, где образование могут получать простые граждане, не ставя целью стать священнослужителями и нести послушание в Церкви, а для самообразования.

Задача Церкви – утешение человека и врачевание его души, привитие иммунитета ко всему, что его уничтожает. От сектантства и античеловечных учений до самой маленькой безнравственности. Бог должен присутствовать в человеке, чтобы каждый из нас имел возможность себя контролировать, проявлять. Утрата связи с Богом дает человеку ложное чувство свободы, приводящее к расчеловечиванию.

– А как почувствовать Бога в себе?

– Это раскрывается сердцем. Особенно когда человек стоит на рубеже выбора. С младенчества человек ищет этой встречи. Ему помогают старшие, семья, Церковь. И приходит момент, когда он становится носителем собственного духовного тела. Оно оберегает человека от всего, что может разрушить его жизнь. Бог проявляет себя в экстремальных ситуациях. Самых разных: от первой влюбленности до военного подвига. Господь дает возможность верующему чувствовать опасность – физическую или моральную. А также понимание – как поступить, чтобы спасти себя. Поэтому мы и говорим: спасаемся. И веруем в вечную жизнь, когда смерти не существует. Смерть наступает тогда, когда человек утрачивает веру и говорит: «Я сам себе бог». Он самоубийца. Нужно, как в Евангелии сказано: «Чаще спрашивай самого себя: чувствую я Бога или нет?» И ответ будет приходить. Чувство Бога особенно остро, когда не все хорошо и нужно, чтобы кто-то поддержал. И Господь поддерживает.

Отряхни свой навоз!

– Мы сейчас живем в других условиях из-за того, что происходит в мире. Будут ли читаться особые молитвы на Крещение?

– Праздник имеет свои собственные молитвы – обращения к Господу. Конечно, Бог принимает от человека его слова и направления, но Церковь создает канву этого молитвенного обращения. В этом мы черпаем силы для борьбы с темными силами – без всякого чародейства, колдовства и глупости. Крещение напоминает нам о покаянии. То есть об изменении нашей жизни. Когда мы делаем ошибки, признаем их и стараемся быть лучше. А если человек постоянно себя клюет, то убивает.

– То есть необходимо поддерживать себя, не раскисать?

– Конечно. Скажи себе: «Я посмотрел – это было неправильно, теперь буду делать по-другому». И жизнь продолжается. Вся апатия, которая в людях есть, – это неверие и вечное копание в своем навозе. А его необходимо отряхивать с себя, омываться молитвой и постом, своими делами.

– Окунаясь в прорубь на Крещение, можно смыть свои грехи?

– Это лишь проявление мужества – окунуться в ледяную воду, но ни в коем случае не избавление от грехов. Их смыть можно покаянием. Должно быть энергетическое изменение структуры моральных и нравственных сил человека. Вода – это символ очищения тела, которое связано с душой. Самое первое крещение человека произошло через воду, а потом уже дана исповедь – духовная работа.

Достойно человеку в Крещение в прорубь окунуться с мыслями о Господе. Но это не главное церковное действо. Эта традиция возникла не вчера, но раньше не была такой массовой, как в последние годы. Пусть люди закаляются. Но это не прибавит царства Божьего, если не придут в храм и не склонят голову перед распятием и не скажут Богу, что они сделали. Тогда получат ответ. А что толку окунаться в воду мужчине, который имеет любовниц, а его жена ревнует, страдает и заболевает. И дети, видя такого отца, понимают, что нет семейного счастья, родительской радости. А можно окунуться, пойти в церковь и начать жизнь с чистого листа. Это правильно. Это один из стимулов восстановления целостности души и величия человека как личности, Богом созданной!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи