Тему загрязнения правобережья краевого центра нефтепродуктами обсудили в палате экологических организаций Гражданской ассамблеи региона общественники, представители «Красноярскнефтепродукта», речного порта, мэрии и надзорных ведомств. Вероятный вред, нанесенный нефтебазой за 90 лет существования в городе, нельзя исправить в один момент. Однако с привлечением экологов, профильных организаций и научного сообщества возможно постепенно вернуть потерянное экологическое равновесие.
В ответе за землю
За последние месяцы красноярцы несколько раз замечали масляные пятна на поверхности Енисея в районе правобережья. К делу даже подключилась Красноярская природоохранная прокуратура – была начата проверка. По словам председателя палаты Павла Гудовского, предварительно удалось установить, что источниками загрязнения являются три земельных участка. Два из них принадлежат компаниям «Красноярскнефтепродукт» и «Красноярский речной порт», а третий является неразграниченной землей.
О проблеме в этом месте научному сообществу известно давно. Еще в 90-х годах прошлого века здесь проводились исследования и даже предпринимались попытки ее решения. На самом деле корни проблемы уходят глубоко в историю: когда нефтебаза только создавалась в 1929 году, требования к экологичности были гораздо ниже, да и жилой застройки как таковой вокруг не было. Объект имел стратегическое значение, так как снабжал топливом весь Красноярский край – в годы войны питал оборонные предприятия, эвакуированные из европейской части России, отсюда солярка уходила речными караванами в северные поселки, на строительство Норильского никелевого комбината.
Главный инженер – технический директор КНП Владимир Гордиенко отметил, что за все годы существования нефтебазы не было ни одного разлива нефтепродуктов. Тем не менее экологический мониторинг проводится каждый год – «Красноярскнефтепродукт» направил на эти цели более 95 млн рублей. Компания более двух десятков лет занимается ликвидацией возможного накопленного вреда окружающей среде. Так, в 2007–2008 годах были проведены геофизические исследования.
В 2009 году, к примеру, на участке с участием и под руководством специалистов СФУ была проведена очистка поверхностного слоя земель, а в 2013-м создана система, препятствующая возможному проникновению нефтепродуктов в воду. Кроме того, у причальной стенки установлено боновое заграждение, которое в случае чего должно было задержать нефтепродукты. Впрочем, десять проверок, проведенных за последние три года, не выявили превышения допустимых норм в акватории.
Напомним, разговоры о закрытии нефтебазы в черте Красноярска велись не один год. Однако лишь после прихода на пост генерального директора «Красноярскнефтепродукта» Бориса Золотарева было принято волевое решение о прекращении деятельности объекта в 2019 году – именно тогда весь резервуарный парк объемом 45 тысяч кубометров был опустошен. Всю логистическую систему доставки топлива в районы края перевели на другие объекты – в Заозерном, Ачинске. За счет приобретения дополнительного парка автоцистерн темпы снабжения горюче-смазочными материалами не снизились.
Закрытие само по себе позволило улучшить экологическую обстановку в Красноярске. Однако несмотря на это, компания сразу заказала профильным институтам СФУ масштабные исследования последствий накопленного за 90-летнюю историю экологического ущерба почве, подземным водам, в том числе и гидрологические изыскания.
После этого анализа будет обозначен план мероприятий по ликвидации последствий воздействия на окружающую среду. Уже сегодня совместно с минэкологии региона утвержден план мероприятий. Более детально мы сможем ознакомиться с итоговыми заключениями ученых примерно через месяц, после этого должен начаться этап подготовки и реализации проекта рекультивации.
Звенья одной цепи
К решению проблемы подключились также и власти города. Так, начальник отдела по охране окружающей среды департамента горхозяйства Красноярска Дарья Попова отметила, что мэрия также будет проводить анализ вреда, нанесенного природе в районе Октябрьского моста. Специфика бюджетного процесса не позволяет провести эти работы быстро, однако в мэрии обещали начать их уже в этом году.
Красноярский речной порт, несмотря на то что на его территории никогда не хранились нефтепродукты, являясь крупным логистическим центром всего края, также оказывал и оказывает влияние на окружающую среду. В ближайшее время компания получит результаты научных исследований вреда природе своей хозяйственной деятельностью.
Очевидно, полная рекультивация и возвращение территории к естественному природному состоянию займет не один год. Павел Гудовский отметил важность того, что все участники процесса работают в едином ключе, готовы к диалогу и сотрудничеству:
– Важно, что все компании и власть понимают, что им необходимо решить проблему загрязнения Енисея и сделать это как можно быстрее.
Что будет на месте нефтебазы?
Ответа на этот вопрос пока нет. Очевидно, что площадка расположена на привлекательном участке как с точки зрения жилой застройки, так и с точки зрения создания новых общественных пространств.
Губернатор Красноярского края Александр Усс уже высказывался на этот счет, отметив градостроительный потенциал территории. По его словам, площадка имеет все шансы при должном подходе и проектировании стать одной из визитных карточек Красноярска. При этом он подчеркнул, что условия, созданные здесь, должны отвечать современным требованиям, ориентированным на человека.
Разговоры о переносе нефтебазы то начинались, то затухали с 70-х годов прошлого века. Были даже изыскания и планы по переносу объекта в пригород Красноярска. Впрочем, тогда власти опасались не экологических последствий, а пожарной опасности базы, расположенной практически в центре жилого квартала. В 90-е годы существовали даже расчеты о переносе, однако в разваливающемся СССР не было средств.