Невысокий и не очень приметный, хотя и расположен в самом центре города, он смиренно ожидал своего часа. Полностью восстановлен храм Архиерейского дома, преображен Успенский монастырь в Удачном, давно изменился и символ города – часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. И вот буквально несколько недель назад служба по государственной охране объектов культурного наследия края выдала разрешение на реставрацию красноярского храма Николая Чудотворца на улице Вейнбаума.
В благодарность за исцеление
Не случайно появился он в начале прошлого века на территории городской больницы. Тревожные новости приходили в 1900 году из Ливадии: тяжело заболел Николай II, положение было столь серьезным, что обсуждался вопрос о том, кто может занять престол. По многим признакам, последний российский император страдал от брюшного тифа – инфекции, от которой в то время умирали тысячами. По всей стране, в том числе и в Красноярске, молились о его исцелении.
Просила об этом и Иулитта Исидоровна Токарева – жена Иоанна Токарева, недолгое время занимавшего в Красноярске пост городского головы. Когда к женщине, посвятившей свою жизнь благотворительности, обратились с просьбой помочь в строительстве больничного храма, она перечислила 10,5 тысячи рублей и предложила освятить его в честь Николая Чудотворца, в благодарность за исцеление царя.
Церковь построили по проекту губернского архитектора Владимира Соколовского. Сегодня этот храм и многие другие его работы – Органный зал, дом Зельмановича, где находится музыкальная школа, – пополнили список объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства.
Храм Николая Чудотворца, хоть и выстоял в годы богоборчества, в наши дни выглядит столь плачевно, что обычному человеку сложно представить, каким был его первоначальный облик. Он разделил печальную судьбу многих тысяч обителей и церквей по всей России.
Перенесемся на сто лет назад. В начале 20-х годов прошлого века под предлогом помощи голодающим начинается кампания по изъятию церковных ценностей. В газетах писали: «если обменять церковные богатства на хлеб, то голодающие в течение трех ближайших лет будут обеспечены продовольствием».
За непродолжительное время в церквях города изымается серебро – более 79 пудов, 535 штук брильянтов, золото, аметисты и многое другое.
В архивах сохранился протокол заседания Енисейской Губернской Комиссии, члены которой работали в церкви Николая Чудотворца и постановили: «Изъять серебряные оклады с двух евангелий и выдать из Губфинотдела одно евангелие в металлическом окладе. Одно кадило серебряное изъять, одно металлическое оставить. Два серебряных напрестольных креста изъять – маленький металлический оставить…»
Но это было только начало. Буквально через пару лет храм был национализирован, в 30-е годы снесли купола, а еще через несколько десятилетий он был переделан полностью и, по сути, превратился в подсобное помещение городской больницы. Главный вход заложен кирпичами, над ним пробили окно, после чего по стене пошли трещины… Появились дополнительные пристройки.
Внизу хранили овощи, продукты для пищеблока. На месте алтаря и солеи стояли плиты. Какое-то время нижняя часть храма даже использовалась как морг. Помещение храма разделили на два этажа – для «целесообразности», на верхнем поставили ряды кресел – это был конференц-зал. Так прошло несколько десятилетий.
Наконец начался обратный процесс – передача храмов епархии. Но для храма на Вейнбаума он оказался очень непростым.
Только в 1998 году усилиями архиепископа Красноярского и Енисейского Антония была достигнута договоренность о том, чтобы в храме совершались молебны святителю Николаю. Не одно письмо ушло в администрацию города от верующих с просьбой вернуть храм. Ходили на прием. К сессии горсовета подготовили стенд с иллюстрациями.
Наконец, в одном из номеров городской газеты 2000 года вышло постановление Красноярского городского совета о передаче: «учитывая обращение прихожан… руководствуясь принципами восстановления исторической справедливости…»
Масштабная реконструкция
Но ставить точку в этой истории было рано. В документе был обозначен срок передачи – до 2005 года. После каждой воскресной литургии в помещении снимали иконы и убирали подсвечники: главный врач здесь продолжал читать лекции для студентов. С того времени прошло еще 15 лет. Здание передано, но оно не восстановлено, а лишь приспособлено для богослужений. Храм давно нуждается в реставрации.
– Сейчас выдано разрешение на проведение работ по изготовлению научно-проектной документации, – рассказал Алексей Язев, древлехранитель Красноярской епархии. – Просто зайти на объект и начать его реставрировать невозможно. Необходимо провести натурные обмеры, исследования, в том числе в архивах, археологические работы. И потом планируется его воссоздать в полном объеме – таким, каким он был ранее, вплоть до куполов и крестов. Маленький купол, который там сейчас возвышается, был установлен буквально лет 15 назад, для обозначения храма, его уберут. Это обычная практика – в емельяновском храме тоже были установлены две главки – на тот момент это было единственное, что можно сделать, но, конечно, при проведении реставрационных работ ему возвратят прежний вид. Государственного финансирования на работы на Вейнбаума не предусмотрено. Это не первый случай у нас в крае, когда инвестор на собственные деньги восстанавливает церковь. Я думаю, это будет радостным событием не только для прихожан – там запланировано обустройство прилегающей территории.
Еще в середине 90-х годов, задолго до передачи храма, был выполнен эскизный проект реставрации этого храма архитекторами А. Ф. Блохиным, К. Ю. Шумовым, О. Христюк-Грибановой.
– Я не думаю, что новый проект будет серьезно отличаться – выполненная в то время работа была качественной, – говорит Константин Шумов, главный архитектор Красноярского края. – В то время средств на его воплощение просто не было. Проекты выполнялись в рамках дипломного проектирования, и некоторые из них в более позднее время были использованы при восстановлении зданий.
Остается только надеяться, что проведение работ не омрачат и не задержат никакие «реставрационные скандалы», что на подобных объектах совсем не редкость.
Фото Олега КУЗЬМИНА
При подготовке материала использовалась информация, предоставленная краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края», а также собранная автором книги «Красноярск православный и больничная церковь святителя Николая» Л. Казанцевой