Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина является, наверное, одной из главных туристических точек краевого центра. Местоположение, величественный внешний вид и современный подход в организации культурного отдыха жителей и гостей города — это сегодня точно про театр Пушкина.
Но, как оказалось, этого мало. Да, зрители нашего столичного города уже стали и по интересам соответствовать эстетам мегаполисов. «Балуют» красноярцев не только гастрономическими изысками, а теперь еще интеллектуальными, культурными и светскими.
Красноярцы в поисках нового
Для всего нужны ресурсы и поддержка, а особенно для организации ярких спектаклей. Но тут другое. Появился проект не только реконструкции театра, а еще и проект создания нового корпуса, который теперь называют арт-пространство «Пушка+».
Благодаря нацпроекту «Культура» и при поддержке министерства культуры РФ возведение и реконструкцию на территории театра начали в 2021 году. Закончили же только сейчас, в 2023 году.
Основные работы велись по строительству третьего корпуса театра. На строительство здания площадью 2 964 кв. м и создание помещений было выделено около 340 млн рублей.
За эти средства в новом корпусе оборудовали новую сцену на 116 мест, репетиционный зал площадью 116 кв. м, который можно трансформировать в дубль-сцену, цеха для изготовления мягкой декорации, костюмов и бутафории, звукозаписывающую студию с оборудованием.
Новая сцена — новое место силы артистов
Новая сцена-трансформер является, конечно же, главным местом действия и ключевым «духовным» местом артистов. И это не просто слова.
В театре очень важно, когда говорят, что сцена «намолена». Мы пришли в новое пространство сейчас, где еще не сыграно ни одной премьеры. Только начались репетиции, только поставили декорации. Мне кажется, очень трепетно для любого артиста начинать «намаливать» эту сцену, — рассказывает артистка театра Ольга Белоброва.
Чувствовать, понимать и «видеть» новую сцену артистам театра уже точно нужно начинать. 22 октября в арт-кафе (это и есть новая сцена) пройдет премьера спектакля главного режиссера театра им. А. С. Пушкина Олега Рыбкина. Зрители увидят «Маленькие трагедии». Символично, что это цикл пьес именно Пушкина.
Есть момент нового помещения. Это такое ценное. Особо никто не ходит. Мы как в каком-то вакууме сейчас накапливаем атмосферу и наслаждаемся великими строчками Александра Сергеевича Пушкина. И все это происходит как с чистого листа, — отмечает Белоброва.
В целом же новая сцена будет многофункциональна. Нам удалось побывать в числе первых посетителей нового корпуса, оценить весь комфорт и необычные ощущения, можно даже сказать, что эти ощущения совсем не театральные, а скорее, какие-то игровые, манящие и яркие. Сценой помещение, в котором оказались, назвать, наверное, сложно. Это темное место, где в центре зала мы увидели рояль и стулья, расставленные вокруг.
Как нам рассказал директор красноярского драматического театра Петр Аникин в ходе «экскурсии», это именно сцена, мы не перепутали, хотя сомневались, а такое расположение — уже результат подготовки к премьерному спектаклю.
От этого, конечно, захотелось уже сейчас посмотреть на дальнейшую композицию и актерскую работу, но увидят это зрители уже совсем скоро.
По словам руководителя театра, зрители в арт-кафе, который же сцена, смогут заказать что-то перекусить или взять напитки. Да, в этом тоже есть какая-то своя «необычность» и современность. Свобода действий, отсутствие «тяжких» и контролирующих примерно все взглядов должны стать «приглашением» для новой аудитории, которую хотят привлечь в театр.
Должны сказать, что любителям перекусить, то есть практически всем красноярцам, будет чему сказать «вау». Организацией питания в новом пространстве будет заниматься один из ресторанов Красноярска. Такая новинка, которая меняет «бутербродное» мышление на «брускеттное», а это, знаете, тоже важно в новых форматах.
Все эти новинки явно повлияют на рост аудитории. Такие надежды есть у руководства театра.
Я надеюсь, мы будем часто здесь работать. Постараемся, чтобы загрузка этого зала была большая. Хотелось, чтобы к нам пришел новый зритель, который, может, на большие спектакли бы к нам и не приходил. А здесь кого-то, может, заинтересует возможность посидеть и посмотреть, — с особой верой в новую сцену говорит Аникин.
Цеха и гордость
Новый корпус — это, конечно же, не только сцена. За работой артистов часто скрывается работа людей, представляющих десятки профессий. Но все работают на одну цель — сделать зрителя счастливым. А есть ли другая?
Для спектаклей в театре Пушкина теперь есть большой декорационный зал, где не только светло, но и появилась возможность смотреть сверху на декорации. Угол обзора важен, так как зритель может смотреть не так, как на это смотрят создатели крупнейших декораций.
Рядом же репетиционный зал, который можно трансформировать в дубль-сцену. По словам директора театра, сюда установили специальные станки. В этом зале можно заниматься танцами, пластикой и репетировать спектакли. Но пока зал используется под подготовку костюмов для премьеры «Маленькие трагедии».
Кстати, за сезон пошивочный цех театра отшивает более 60—100 костюмов. Работают по этому направлению шесть человек.
В новом корпусе пошивочные мужская и женская разделены. В каждой есть хороший свет, новое оборудование и место для работы.
Раньше же, как говорит руководитель театра, ютились в небольших помещениях. Швейные машинки были все старые. Сейчас ситуация изменилась.
Все оборудование новое, какие-то санкции не помешали, все закупить успели, оборудовали все цеха, — отмечает Петр Аникин.
Сотрудники цеха это подтверждают, но говорят, что пока идет процесс переезда, еще не все понятно в плане обустройства, но уже точно нравятся свои пространства и новое оборудование.
Новую технику завезли и в бутафорский цех. Там сейчас тоже готовятся к новому спектаклю — делают аквариум, где будет плавать маленький кораблик.
Сам же аквариум встроят рояль. Для цеха такие сложные декорации или бутафория не в новинку. Четыре сотрудника обеспечивают антураж всех спектаклей.
И если где-то много деталей, то бывают спектакли с малым набором бутафории, но сложным в плане выполнения.
Вообще бутафорская профессия она такая — разноплановая. От мелкой художественной вещи до крупной части декорации. Мы работаем и с пластиком, и с металлом, и деревом, пеноплексом и множеством разных материалов. Такая профессия. От переезда плюс, что у нас появились новые станки. Это большой плюс. С таким оборудованием у нас есть больше возможностей изготавливать качественные вещи, — рассказали нам сотрудники бутафорского цеха.
Прогуляемся по крыше
— Наша мечта осуществилась, — говорит Петр Аникин и показывает еще одну новую площадку, но уже на крыше. — Молодежь любит эти проекты. Площадка называется «Театр на крыше». Хотим пригласить молодых драматургов, режиссеров, чтобы они здесь экспериментировали. Я думаю, что сейчас это модно и привлечет новую аудиторию. Будем, конечно, отсматривать проекты, чтобы был достаточно хороший уровень.
Теперь у театра Пушкина есть еще сцена на крыше. Это совсем другие ощущения, антураж и реальная свобода артистов. Да, именно на крыше и прямо в центре Красноярска теперь одни будут показывать спектакли, а другие — культурно отдыхать.
Экспериментальная площадка будет работать в теплый сезон и по погодным условиям. Особое внимание уделяется доступности. Маломобильные красноярцы тоже смогут посетить «Театр на крыше». Лифт будет доставлять до четвертого этажа, а далее уже окажут помощь для выхода на крышу.
Мы договорились с маломобильными красноярцами, если будет какой-то групповой заказ, то будем спектакль для них специально играть внизу, — подчеркнул Аникин.
Новый творческий вызов
Как можно заметить, все условия, созданные в новом корпусе, направляют на мысли «о сближении» зрителей и артистов. Это подтверждает и Олег Рыбкин, главный режиссер театра.
Мы выходим за рамки классического театрального искусства, привычных театральных решений. Актеры в буквальном смысле начинают существовать среди нас, — рассказывает Рыбкин.
Новое арт-пространство открывает для красноярцев другие возможности, другие ощущения, к которым они должны прийти сами. Есть ли подобное еще где-то? Возможно, да.
Но для театра Пушкина такие изменения — это разворот многолетнего опыта и уже понятного стиля в сторону дружелюбной и уникальной культуры, где каждый зритель — герой со своими образами и восприятием.
Этот проект очень важен для Красноярска, в Красноярске нет ничего подобного. Новая сцена — это не просто сцена в привычном понимании зрителя — это некие платформы, которые могут составляться как угодно. Допустим, если у режиссера будет задумка расположить действие по центру, а зрителей по кругу, по квадрату, все возможно организовать на этой сцене, — отмечает Валерия Афонина, арт-директор новой сцены театра им. А. С. Пушкина «Пушка+».
Репертуар для новой сцены уже составляется. Будут не только взрослые спектакли, но и детские, от трех лет.
В ноябре мы попробуем новый формат: музыка плюс поэзия, скоро появится афиша. Появится спектакль для детей — такого формата в последние годы театра Пушкина не было. Планируем много музыки, потому что здесь оборудования достаточно, чтобы сделать хороший джазовый концерт и концерт сольных исполнителей. Мы уже ведем переговоры, обсуждаем. Надеюсь, в декабре будет новый зимне-новогодний музыкальный и литературный спектакль, — поделилась планами Афонина.
Поймет ли зритель новые форматы, какие новые спектакли мы сможем увидеть на новой сцене и как красноярцы используют «творческую крышу»? Об этом мы расскажем обязательно, но позже. А пока артисты театра ждут зрителей, когда они придут и разделят с ними премьеру.
P.S. А вот так автоматика освещает новую сцену. Программа выстраивает хронологию и включает освещение в нужный момент.