В одном только Свердловском районе Красноярска живут 303 человека, которые ограничены в свободе передвижения. У большинства из них нет возможности выходить из дома. Путь даже с первого этажа на улицу для многих непреодолим: лестницы, бордюры, узкие двери. Особенно трудно становится зимой – если и удается выбраться из дома, даже легонький снежок не позволяет проехать коляске.
Штурмуем любой сугроб
Наталья Алексишина выкатывает во двор коляску с дочкой Мариной. 20-летняя Марина Юхновец хорошо известна сотрудникам соцзащиты Свердловского района – и дело не только в том, что семья находится под патронажем с рождения девочки. Марина и ее мама – активные члены общественного совета при управлении соцзащиты. Именно они вместе с другими похожими семьями обследуют дороги и здания всевозможных организаций, где должна быть создана безбарьерная среда.
Раньше с началом зимы жизнь в маленькой семье Марины и Натальи Владимировны замирала: можно было выйти из подъезда, но не дальше – тонкие колеса удобной легкой коляски проваливались в снег, вязли во время даже самой небольшой оттепели. Настоящее зимнее заточение.
– Я об этом думала все время. Мне эта мысль не давала покоя, – Наталья улыбается, но голубые глаза при этом остаются серьезными. – Обидно было: всю зиму дома сидели. Не знала, с кем бы мне связаться. Кого попросить. И вот в соцзащите я познакомилась с Александром Ткачевым. Он колясочник, добился, чтобы ему разрешили сделать отдельный выход из квартиры и оборудовали подъемником. Александр Егорович и дал мой телефон Китаеву.
– Счастливая случайность, – добавляет улыбчивая, как мама, Марина, пока Наталья Владимировна прикрепляет к передним колесам хитрое приспособление, которое изобрел сотрудник СФУ, заместитель директора центра автомотоспорта Андрей Серафимович Китаев. Это имя многие колясочники произносят с уважением. Прошлым летом он вместе со своими студентами разработал для Александра Ткачева гениальный в своей простоте подъемник, работающий на «силе мышечной тяги». Подъемнику не нужны электроприборы (обычно чувствительные к морозам, а потому ненадежные) – только цепь и хитрый механизм, который почти невозможно сломать.
И починить легко
А вот для передних колес коляски Марины Александр Егорович сделал небольшие лыжи. Надеть их можно за считаные минуты, даже помощь со стороны никакая не требуется.
– Вот, смотрите, раз – и я их надела, – не может нарадоваться Наталья Алексишина. – Сейчас покажу, как мы на них ездим. Можем и через сугроб, и через бордюры. Вы только сами не поскользнитесь.
Мы еле успеваем за Натальей – у нее на самом деле получается ловко маневрировать через дорожные торосы. Конструкция проста и безотказна: колеса с лыжами встают в нужном направлении. Чтобы сделать их именно такими, Андрей Китаев попросил у Натальи коляску и несколько дней думал, прикидывал, как лучше. В результате получилось приспособление из детских лыж, крепежа для полипропиленовых труб и металлоконструкции, которую инженер сварил у себя дома. Себестоимость приспособления – около 800 рублей. Их изобретатель не взял с семьи, хотя Наталья Владимировна настойчиво предлагала. Нам потом сказал, что брать деньги у людей с ограниченными возможностями ему просто неудобно. Стоимость зарубежного аналога, который не так-то просто достать, – 15 тысяч. Для семьи из двух человек, которая живет только на пенсию, это запредельная сумма. Теперь Наталья Владимировна планирует сходить в компанию, которая продает различные приспособления для инвалидов, и показать, что такое можно делать прямо здесь у нас, и намного дешевле. Она искренне переживает за всех, кто не может по полгода выйти из дома.
– А теперь мы гуляем зимой, и вы не представляете, насколько это прекрасно! – делится мама. – Ведь мы можем выходить из дома до минус 30 градусов, можем вот здесь круг сделать, можем в магазин зайти. Лыжи очень легко снять, положить в пакет – и готово.
Самое главное, что их очень легко починить – все нужные детали продаются в обычном магазине. Конструктор говорит, что оборудовать таким образом можно любую коляску.
Теперь мама с дочкой, которая получила домашнее образование, а сейчас занимается рукоделием на дому, смогут выходить из дома не тогда, когда им позволяет погода, а в любое время. Они называют это одним словом: свобода.
Нужен комплексный подход
Даже если коляска оборудована должным образом, долгое время в Красноярске были места, куда человек с ограниченными возможностями здоровья попасть не мог. Например, всемирно известные Столбы. Но вот уже несколько лет в заповеднике работают над тем, чтобы здесь могли побывать и те, кто не передвигается самостоятельно.
– Это наш вклад в здоровье горожан, – говорит Татьяна Юшкова, заместитель директора по экологическому просвещению и туризму заповедника «Столбы». Вместе с общественниками и Андреем Китаевым они осматривают подходы к новой смотровой площадке рядом с восточным входом. Хоть площадка и возвышается всего на несколько метров, с нее открывается совсем другой вид на гребень Такмака и ледовый водопад. Но даже эти несколько метров непреодолимы для людей в колясках. Решить проблему должны Андрей Китаев и его студенты, что учатся на факультете автомобилестроения СФУ.
– С ребятами мы были здесь уже раз пять-шесть, – Андрей Серафимович держит в руках чертежи. – Чтобы сделать новую смотровую доступной, разработали два варианта – смонтировать подъемник или длинный круговой пандус.
Какой бы вариант из этих двух ни выбрали, он должен быть эстетичным, надежным и экономичным. Кажется, что студенты Китаева могут предложить такие варианты достаточно легко. Вот и в этом случае предварительно решено рассмотреть идею с пандусом, опоясывающим амфитеатр, – он должен появиться у восточного входа до конца года. Пандус дешевле подъемника, ему не нужно электричество, с которым на восточном входе большие проблемы.
– Вы пока обсуждаете, можно, мы осмотримся немного? – Наталья Владимировна с Мариной впервые оказались на Столбах с восточного входа. Сейчас, зимой, можно посмотреть немного больше – тропы хорошо укатаны. Летом прогулка состоялась бы только до смотровой: дорожки оборудованы настилами, но не везде – здесь сложный рельеф, есть перепады, ручьи. Да и сейчас к ледовому водопаду удалось попасть только потому, что было кому перенести коляску через неожиданно разлившийся в оттепель ручей.
Открытым остается и вопрос подъезда к заповеднику: территория Столбов с восточного входа начинается у шлагбаума, а значит, у земли под парковкой и у самой дороги – другой собственник. Стороны стараются договориться о расширении дороги и оборудовании паркомест. В этом случае есть вероятность, что к созданному конструктором пандусу инвалиды просто не смогут подъехать.
Комплексный подход нужен во всем, как и поддержка конструктора и его студентов. Андрей Китаев рассказывает, что еще летом у них была возможность работать в боксе при политехническом институте – инструментов, как всегда, не хватало, но хоть крыша над головой была. Сейчас бокс обесточили, воду отключили, и молодые инженеры остались без своего помещения. Приспособление для коляски Китаев варил у себя дома – шутит, что скоро жена его выгонит: сваркой прожег полы. Но делать нечего – оказалось, что подобными работами в нашем городе занимаются единицы, а после очередного общегородского совещания в соцзащите, на котором показали приспособление для коляски, инженера засыпали обращениями: зимой дома сидела не одна Марина.
– Я давно говорю, что городу необходимо конструкторское бюро, которое могло бы работать с такими задачами, – уверен Андрей Серафимович. – И создать его логично было при СФУ, где есть и юристы, знакомые с государственными стандартами, специалисты по металлу, конструкторы… Тогда студенты могли бы не просто отбывать практику (не все предприятия серьезно относятся к подготовке молодой смены), но и приносить реальную пользу нашему городу, делать его лучше. А возможность для людей в колясках передвигаться по своему городу была бы не счастливой случайностью.
Себестоимость приспособления для передвижения на коляске – около 800 рублей. Зарубежный аналог, который не так просто достать, стоит 15 тысяч