– В течение двух последних дней периодически появлялись давящие боли в груди, проходили самостоятельно в течение 10 минут. Сегодня вечером после физической нагрузки я почувствовал сильные боли в эпигастрии, была рвота и появился липкий холодный пот, – перечисляет симптомы мужчина 48 лет, которого здесь зовут Семеном.
Врачебная бригада из трех студенток 6-го курса ставит диагноз: нестабильная впервые возникшая стенокардия, подозрение на острый коронарный синдром. Задают несколько вопросов, снимают электрокардиограмму. Но пока ее расшифровывают, пациент перестает дышать. В течение 3–5 минут необходимо начать реанимационные действия – потом будет уже поздно…
Две студентки начинают делать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, третья бросается к дефибриллятору. Разряд, еще разряд – никаких признаков жизни. Девочки уже «в мыле». Пациенту вводят раствор лидокаина, опять разряд – о счастье – появилось дыхание. Семен выжил, в очередной раз…
Семен – манекен. Имя ему, производное от simman – «симулятор человека», дали студенты. Он – незаменимый элемент обучения будущих врачей на цикле неотложных состояний в кардиологии.
– Здесь есть вся аппаратура. На прикроватном мониторе, таком же, как в реанимации или палатах интенсивной терапии, частота дыхания, давление – все необходимые показатели. Есть возможность вывести на экран ЭКГ. Этому симулятору можно поставить капельницу, ввести любое лекарство, – поясняет доцент кафедры внутренних болезней Павел Шестерня. – Но самое главное, чего никогда не сделаешь на живом человеке, – на нем можно отработать непрямой массаж сердца или научиться применять дефибриллятор. Таким вещам во всем мире учат на симуляторах.
На Семене студенты отрабатывают не только практические навыки, но и взаимодействие при основных (а их несколько десятков) неотложных состояниях сердечно-сосудистой системы.
Таких симуляционных классов в Красноярском медуниверситете пять, по циклам: стоматология, педиатрия, кардиология, анестезиология и реанимация, акушерство и гинекология. В некоторых из них манекенов около десятка.
Развитие симуляционных классов в нашем университете началось в 2006 году. Администрация вуза четко понимает, что практическое обучение студентов должно быть в приоритете, – рассказывает проректор по учебной работе Светлана Никулина. – Студент медвуза, который занимается только чтением и изучением медицинской литературы, если он не подкрепляет свои знания работой на симуляторах и с реальными больными, в итоге будет иметь некачественное образование. Мы были первыми, кто купил симулятор simman, – это немалые траты для университета, но теперь simman есть практически в каждом медицинском вузе страны.
В 2013 году вуз планирует создать единый симуляционный центр для обучения специалистов различных направлений медицины.
У студентов занятия на симуляторах, которых они зовут по именам, пользуются самой большой популярностью. Регулярные опросы, которые проводятся в университете, выводят эти обучающие циклы на лидирующие места в неофициальном рейтинге востребованности.