В России, по данным Минздрава, работает более 580 тысяч врачей и более 1,2 миллиона специалистов среднего звена. Ближе всего к больному находятся именно медицинские сестры. Они оказывают не просто профессиональную помощь. Ведь лечат не только лекарства, но и доброе слово, участие, поддержка в нелегкой ситуации. От этого также зависит выздоровление человека, его эмоциональное состояние. Известно, что нелегкий труд медсестер оплачивается скромно, потому и работа считается непрестижной. Почему тогда тысячи людей все равно выбирают этот путь?
Статус растет
Есть мнение, что медсестрами становятся те, кому не суждено выучиться на доктора. Или наоборот, это ступенька к большой врачебной карьере. Сейчас медсестры – не просто помощники, исполнители. Они стали более самостоятельны. Медсестра должна знать новые методы лечения, основы работы с высокотехнологичным оборудованием, уметь проводить сложные манипуляции. Времена и стандарты меняются, и теперь сестра, как и врач, влияет на лечебный процесс.
Средние медработники по Красноярскому краю занимают львиную долю всех кадров отрасли: более 27 тысяч человек. Специальностей много – от сестринского дела и фельдшеров до акушерства. В КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н. С. Карповича» трудится почти две тысячи сотрудников. Средний медперсонал составляет 745 человек. Это большая армия специалистов, от профессионализма которых зависит не только качество лечения, но и имидж учреждения. Татьяна Зимина, заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом больницы, отмечает, что рейтинг и статус медсестры растет:
– В нашей больнице сестринский персонал активно участвует и побеждает в профессиональных конкурсах. Это настоящий актив больницы, двигатель ее общественной, корпоративной жизни.
По словам руководителя клиники, у них нет случайных людей. Многие пришли в больницу, известную в городе как БСМП, со школьной скамьи санитарками. И выросли в ее стенах. Несмотря на невысокую зарплату и существенную нагрузку, все сестрички позитивно настроены, готовы к переменам. Во многом благодаря ощущению перспективы и понятных целей. Татьяна Зимина подчеркнула, что людям всегда нужна идея и ощущение востребованности. Важную роль играет микроклимат в коллективе. Надо искать способы «подзарядки» положительными эмоциями, энергией. Большую роль в этом деле играют профконкурсы и насыщенная корпоративная жизнь. В БСМП даже мюзикл ставили, зал на 300 мест был полный. Доктора в финале представления стоя аплодировали. Высшая степень похвалы! Известно, что увлеченные творческой жизнью работники лучше трудятся. Не в каждой больнице такие традиции. В БСМП они сложились, укрепляя уникальную общность – корпус медицинских сестер.
Не ради денег
Каждый, кто лежал в больнице, может рассказать свою историю общения с сестрами. Лежишь после операции, особенно экстренной, такой несчастный, глаза боишься открыть. И тут кто-то тебя укрывает, подушку поправляет и голосом мягким по-матерински что-то про капельницу говорит. Или ранним-ранним утром настолько бодро и с шуткой врывается в палату и включает свет, разнося градусники, что и злиться желание пропадает. Общение с пациентом, оказание доврачебной помощи, уход – вот задачи сестры. На деле уход перерастает в добрые отношения. Не у всех есть родственники, а пожилые люди с лихвой компенсируют в больнице недостаток общения. Благодаря сестрам.
На своем посту сестры часто сталкиваются с горем. Не всех пациентов удается спасти. И такую нагрузку выдержит не каждый. Плюс семья и личные проблемы. Существует «Этический кодекс медсестры», принятый Ассоциацией медсестер России. Каждое учреждение может обращаться в трудной ситуации к документу. Молодых специалистов, что приходят работать в больницу, прежде всего настраивают на соблюдение этики. Потому что практику ухода они наработают, теорию им дали. А вот принципы поведения, коммуникации, взаимоотношения в коллективе и с пациентами – этому так просто не научишься. А ошибка в этом плане может стать роковой.
Татьяна Зимина рассказывает, что текучки кадров в больнице нет:
– Есть и молодые, и те, у кого стаж 40 лет, кто с момента открытия учреждения пришел. Мы книгу жалоб завели, хотим понимать, над чем еще поработать. Вошла сестра и сказала: «Доброе утро», – и палата изменилась. Излучать добро, теплоту, делиться счастьем, разделить страдания, подбодрить, найти нужные слова – вот суть профессии. Сегодня клининговые службы освободили персонал от «нелечебных» вопросов. Реорганизация штатного расписания дала возможность разгрузить сестер. Еще 10 лет назад у нас был кадровый голод: никто не хотел идти в сестры, санитарки. А сегодня имеем возможность выбирать специалистов на работу.
Зарплата, конечно, мало кого устраивает. Но на поприще медсестры остаются не ради денег. Конечно, сестринские функции в больницах выполняют и студенты. Они дежурят по ночам. Потом важными докторами становятся. И гордятся, что начинали с низов. Кстати, главврач БСМП когда-то санитаром был. И Татьяна Зимина тоже пришла санитаркой, до сих пор вспоминает первые годы практики.
Так в чем секрет привлекательности сестринского служения? Многим эта профессия дает шанс реализовать себя, дарить добро. Медсестра – это свойство души. Жалобы на сестер тоже бывают. Но это единичные случаи. Конфликты случаются от усталости. Работать приходится много, подрабатывать, брать дополнительные дежурства. Жить-то надо.
У нее легкая рука
Светлана Гималетдинова, процедурная медсестра второго хирургического отделения КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н. С. Карповича», уже 13 лет на посту. Ей 31 год. Начинала санитаркой, потом окончила медколледж и осталась работать медсестрой. Говорит, с детства хотела помогать лечить людей:
– Я много лежала в детстве в больницах, и у меня хорошие остались впечатления о докторах и сестрах. Меня привлекла медицина.
Светлана отмечает, что практика по-другому расставляет акценты. Только работая, понимаешь суть своей профессии. Первый год пришлось учиться еще и особенностям работы именно в хирургии, ставить зонды, например. После операции пациентам тяжело выздоравливать. Светлана старается делать все аккуратно. Несмотря на все трудности, у медсестры позитивный настрой. Коллектив в первую очередь стимулирует: хочется видеть коллег, решать совместные задачи. Слаженная работа доставляет радость. Поэтому люди так долго и задерживаются на одном месте.
– Светлана, капельница заканчивается!
Сестру позвали, и мы вместе бежим в палату. Условия, конечно, весьма скромные. Шесть коек почти вплотную друг к другу. Евроремонт до второго хирургического отделения пока не добрался. Однако на лицах пациентов – улыбка. Елена Семейченко восстанавливается после операции. Говорит, рука легкая у сестрички, иголку вытащит – не заметишь:
– Она у нас красавица, умница. Помогает идти на поправку. И вообще тут все профессионалы, и санитарочки, и сестры. Все успевают, бегают. Лежишь в тесной палате, все болит, но проблемы сглаживаются хорошим отношением. Вниманием. Призвание надо иметь к этой профессии. Мы же больные – капризные все.
Светлана хоть и опытная медсестра, но на достигнутом не останавливается. После колледжа получила высшее образование, а сейчас – в магистратуре.