Наверное, нет смысла разграничивать нацпроекты по степени важности, однако приоритетность «Образования» сомнению не подлежит. Если мы не достигнем обозначенной в его рамках цели – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, не сформируем систему непрерывного повышения профессиональных знаний педагогов, не создадим современную цифровую образовательную среду, то ставить амбициозных целей в будущем и даже просто удерживать лидерство там, где мы его уже достигли, будет непросто.
– Современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости. Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным, технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху. Обязательно будем поддерживать талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост учителей.
Владимир ПУТИН, президент России
Через несколько дней в классах услышат первый звонок нового учебного года. Тысячи детей сядут за парты. О том, как школы уже изменились в рамках нацпроекта «Образование» и какие преобразования их ожидают в течение ближайших лет, рассмотрим подробнее.
Создать «Точки роста»
Одна из приоритетных задач нацпроекта – обеспечение равных образовательных возможностей для всех школьников, вне зависимости от того, где живет ребенок – в мегаполисе или в отдаленном поселке.
Первые шаги для ее выполнения в нашем крае уже сделаны. На базе 42 сельских школ в этом году откроются современные образовательные центры цифрового и гуманитарного профилей – «Точки роста». Для этого из федерального бюджета выделено 44,5 миллиона рублей и 2,3 миллиона – из регионального. Предполагается, что до конца 2024 года «Точки роста» будут созданы в 410 сельских школах.
На специально оборудованных площадках появятся кабинеты технологии, информатики, ОБЖ, для которых поступит новейшее оборудование. Ребятам не придется стоять за старыми верстаками, доставшимися в наследие от советской школы. Мальчики смогут работать с наборами сверл по металлу, кирпичу и дереву и цифровыми циркулями. А также заниматься прототипированием, 3D-моделированием, осваивать работу с квадрокоптерами. Появятся тренажеры – манекены и коврики для проведения сердечно-легочной реанимации, наборов – имитаторов ранений – для отработки навыков на уроках ОБЖ.
Для школ небольших населенных пунктов это настоящее сокровище. Особенно ценно то, что доступ к новейшему оборудованию получат ребята из не очень богатых семей – в небольших населенных пунктах таких немало. О новеньком ноутбуке или квадрокоптере им даже мечтать не приходится.
– Идея очень хорошая, правда, пока я беспокоюсь о том, успеет ли оборудование дойти до начала учебного года, – рассказывает Наталья Ворожцова, директор Ключинской средней школы Ачинского района, где также идет подготовка к открытию «Точки роста», – у поставщиков сложная ситуация из-за коронавируса. Должны поступить квадрокоптеры, ноутбуки, оборудование для фотозоны. Чтобы педагоги смогли проводить занятия по разным направлениям, мы их будем обучать: в конце августа первый уедет на очное погружение, которое будет проходить на базе «Кванториума».
Центр для педагогов
На самом деле современный мир ставит все более сложные задачи. Нет сомнений: в дальнейшем требования будут повышаться. И выпускники школ смогут им соответствовать, только если их будут учить педагоги, обладающие новыми компетенциями.
Еще одна из задач нацпроекта – внедрение новой системы профессионального роста педагогов («Учитель будущего»).
Чем она будет отличаться от курсов повышения квалификации, которые и так постоянно обязаны проходить педагоги?
– Нацпроект требует существенных изменений результатов образования детей в сжатые сроки, – комментирует Елена Крохмаль, руководитель отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования Красноярского края. – Поэтому уже в сентябре начинает работу центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, на создание которого был получена субсидия еще в прошлом году.
Цель – так организовать процесс обучения и методической помощи педагогу, чтобы в короткие сроки изменить его профессиональную практику, научить создавать в процессе обучения детей условия для достижения ими новых образовательных результатов. Именно по уровню их сформированности в рамках международных исследований определяется конкурентоспособность наших учащихся.
Еще один момент – индивидуализация, персонификация образования: не только дети, но и педагоги отличаются уровнями собственных компетенций и потребностей в развитии. Кроме того, скорость изменения объективной социальной ситуации, технологического уклада жизни уже не позволяет надеяться на эффективное устранение профессиональных затруднений каждого за счет обучения по унифицированным программам. Весь мир сегодня говорит о необходимости быстрых изменений, о том, что сотрудники должны быстро менять собственную квалификацию, «наращивать компетенции».
Для этого дополнительное профессиональное образование должно быть очень прикладным, предельно практикоориентированным. Поэтому основным форматом обучения в центре будут не лекции (в наш век информация доступна всем), а тренинги, стажировки, мастер-классы, консультации и «горизонтальная передача» знаний. Такое обучение необходимо в любом возрасте. Да, может, молодой человек умело обращается с гаджетами, но правильное применение дистанционных форм работы, необходимых для освоения детьми знаний, – это совсем другое.
К примеру, новейшие лаборатории физики и химии: как грамотно их использовать? Эксперты рассказывают, что даже интерактивные доски в некоторых школах висели просто как экран. Учитель не видел, как ее можно использовать в своем учебном процессе и каких результатов достичь.
Доля детей, охваченных дополнительным образованием, должна вырасти до 80 % к 2024 году. Какую-то часть занятий – во внеурочное время, – будут проводить в уже упомянутых «Точках роста».
Уникальная образовательная структура, где дети могут бесплатно под руководством лучших педагогов, в числе которых есть и сотрудники вузов, заниматься промышленным дизайном, создавать и тестировать модели ракет и планетоходов, уже несколько лет работает в Красноярске. А сейчас такой же «Кванториум» открыл набор в Ачинске.
– Для зачисления ребенка не нужно сдавать никакие экзамены или дополнительные тесты, «Кванториум» – это история про доступность и массовость, – отмечает Сергей Кениг, генеральный директор детского технопарка.
Предполагается, что такой же технопарк откроется в Зеленогорске. И одновременно идет работа над созданием передвижного «Кванториума» для других территорий нашего края.
НА ЗАМЕТКУ
В рамках нацпроекта был создан информационно-просветительский портал «Растим детей» (растимдетей.рф). Он предназначен для молодых и опытных родителей, тех, кто воспитывает детей с особенностями в развитии или приемных, многодетных, тех, кто только ожидает рождения малыша.
Рекомендации дают эксперты в области педагогики, психологии, педиатрии, а также специалисты по цифровым технологиям и по защите прав детей.
На портале можно найти аудио- и видеоматериалы, курсы лекций и вебинары для родителей, списки рекомендованных книг, фильмы и мультфильмы, которые можно смотреть с детьми.
Здесь представлены также ссылки на ресурсы с информацией о том, как записаться в детский сад или школу, получить дополнительное или профессиональное образование в каждом регионе.