Сибирские старожилы помнят свою малую родину

Сибирские старожилы помнят свою малую родину
Фото: Александр Жуковец

История старожильческого Кежемского района отражает историю освоения Сибири. В XVII – первой половине XVIII века в Приангарье сложился особый социум русских сибиряков. Считается, сформировался ангарский народ на основе смешанных семей эвенков и старообрядцев. Но сегодня старожилы говорят: ангарцы – более широкое понятие. В Кежемский район ссылались представители различных национальностей, которые вливались в общую культуру, привнося в нее свои диалекты и традиции.

Христовая река

Сегодня ангарцы живут в разных районах Красноярского края и далеко за его пределами. Но все они помнят свои корни, хранят традиции.

Села в Кежемском районе стояли по берегам реки Ангары. Как говорят сами ангарцы, здесь сложилась особая речная цивилизация. Ведь Ангара стала для них и кормилицей, и средством приложения сил. Не зря старики обращались к реке: «Моленая ты, Христовая, Ангара».

В эту тайгу уходили старообрядцы, основывали поселения, принимали в них пришлых эвенков, а затем и вынужденных переселенцев из центральной части России. Эта гремучая смесь породила очень выносливых и мастеровитых людей. Они занимались охотой и рыболовством, были сдержаны и чистоплотны. А главное – держались вместе, семьями. Иначе в суровых условиях было не выжить.

Фото: Олег Кузьмин

– Я в детстве окунулась в ангарскую культуру, – рассказывает председатель Кежемского землячества и краевед Любовь Карнаухова. – В селе Паново Кежемского района жила моя бабушка, которая окружала меня такой любовью! С ее домом у меня связаны самые сказочные воспоминания. Неимоверная чистота в доме, пол плахами и глухие сени. А также узенькие переулки между избами. Это был «дом на связи», который соединялся проходами с домами родственников.

Паново слыло старообрядческим селом. Прабабушка Любови Леонидовны ходила в длинной черной юбке, темной кофте и самодельных чирках. Она говорила на странном диалекте, который маленькая Люба не сразу поняла.

Жизнь в отдалении от цивилизации, закрытость поселений, труднодоступность позволили ангарцам сохранить их емкий язык и традиции. А сейчас он на грани исчезновения.

Прощание с Матерой

Прощание с родными селами и деревнями у ангарцев началось в начале 1980-х годов. В 1974 году стартовало строительство Богучанской ГЭС. И населенные пункты, попадающие в зону затопления, начали переселять один за другим. В 1990-х история затихла, а потом возобновилась – стартовал второй этап строительства ГЭС.

Возводили гидроэлектростанцию без малого 40 лет – до 2012 года. И все это время ангарцы как будто сидели на пороховой бочке. Их вывозили из родовых поместий, дома сжигали или разбирали. Разрешили даже перезахоронить родных, покоившихся на местных кладбищах. Переезд стал большим горем для ангарцев, в одночасье потерявших корни.

В зону затопления в Красноярском крае попали 25 населенных пунктов, еще четыре в Иркутской области. В 2008–2013 годах покинули свои дома на Ангаре примерно семь тысяч человек. Старики никак не могли вписаться в новую жизнь.

Сегодня кежмари могут увидеть малую родину на фотографиях

Ангарские вечерки

В 2024 году исполнилось 10 лет Кежемскому землячеству, которое было зарегистрировано в мае 2014-го. Однако собираться ангарцы начали еще в 1997 году.

Организатором «Ангарских вечерок» стала Любовь Карнаухова. Историк по образованию, она в 1985 году вернулась в Кежемский район, работала в кодинском музее – упаковывала и отправляла на Большую землю раритеты, найденные в домах ангарцев, позже ушедших под воду Богучанского водохранилища. А в 1997 году переехала в Красноярск, устроилась работать в Красноярский краевой краеведческий музей.

Тогда проходила первая неделя культуры Красноярского края. И Любовь Леонидовна предложила включить в нее ангарскую вечерку. На нее пришли 50 выходцев из Кежемского района. И сразу решили: надо создавать землячество.

После первой встречи проходили и поколенческие встречи, когда праздники проводят для людей определенного возраста, и по профессиям, и по месту жительства. Например, в одном месте собирались жители деревень Заимка, Алешино, Недокура, в другом – Проспихино, Дворец, Болтурино, Косой Бык, в третьем – Аксеново, Паново, Кежма.

Сейчас в Красноярске регулярно встречаются пять групп ангарцев. Праздники обычно проходят весной. Проводят выходцы из Кежемского района и традиционные общие «Ангарские вечерки».

На них собирается все больше и больше бывших жителей затопленных деревень – пообщаться, увидеть лица соседей по улице ангарского села, послушать традиционный говор и вспомнить былое.

Вот и нынче на фестиваль старожильческих народов в Дом дружбы народов Красноярского края пришли более сотни кежмарей. И не только стариков, которые когда-то покинули свои дома, но и молодежь. Им интересны традиционные песни, которые исполняет фольклорный ансамбль «Живая старина» (участники этого ансамбля изучают и сохраняют региональную русскую старожильческую ангарскую культуру и традиции пения), а также мастер-классы по изготовлению ангарских блюд.

Сейчас Кежемское землячество ведет активную работу по сохранению ангарской культуры. Активисты выпустили книги с воспоминаниями старожилов тех мест, собрали традиционные слова бабушек и дедушек в справочник, создали книгу ангарских рецептов и песен старой Кежмы.

– Мы живем в большом мире, но не хотим забывать свою малую родину, – говорит Любовь Карнаухова. – Сохраним ангарскую культуру, а значит, останемся сами собой.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
7 сентября 2024
В Красноярском крае восстанавливают леса, погибшие от пожаров, вырубок и вредителей
За время действия национального проекта «Экология» в Красноярском крае восстановлено более 530 тысяч гектаров леса. При этом объемы лесовосстановления с
Без рубрики
7 сентября 2024
Не знающий истории, не поймет и современности
В этом году студенты неисторических специальностей в российских вузах начнут изучать историю России по новому учебнику, который был подготовлен в
Без рубрики
6 сентября 2024
Герои живут по соседству
Встречаясь с ветеранами СВО, подметил одну характерную деталь: никто из них не похож на так называемых «киношных» героев. Помните –