Отличник, победитель олимпиад, призер творческих конкурсов… Кто из родителей не мечтает, чтобы подобные титулы предназначались именно их ребенку? Но какова цена восторженных аплодисментов?
Мы попросили поделиться своими размышлениями маму 11-летней победительницы музыкальных конкурсов Дарьи Манза, Надежду РАДОВАНОВУ.
– Даша принимала участие во многих конкурсах…
– Очень этот год насыщенный. Одним из значимых событий стало участие в международном телевизионном конкурсе «Щелкунчик» канала «Культура». Там она получила два специальных приза – футляр ручной работы для инструмента и возможность принять участие в мастер-классе академии Захара Брона (знаменитый скрипичный педагог. – «НКК») в Швейцарии. Уникальная возможность увидеть талантливых ребят не на сцене, где они выдают результат, а за занятиями. Для Даши это было очень полезно: она оценила свой уровень, убедившись, что не блекнет на их фоне, выглядит достойно. Весной в Тюмени состоялись очередные Дельфийские игры России – ее выступление было отмечено серебряной медалью. А на фестивале МБФ В. Спивакова «Москва встречает друзей» получила специальный подарок – скрипку французского мастера Алана Карбонара. Мы очень благодарны исполнительному директору фонда Екатерине Ширман и художественному руководителю Петру Гулько. Получить такой инструмент в 11 лет – это просто благословение какое-то на музыкантскую судьбу…
– Когда вы заметили, что у дочери есть способности?
– Она всегда опережала сверстников – рано заговорила, информацию схватывала буквально на лету. Желания сделать из ребенка великого музыканта не было. Я просто видела, что есть способности, и важно было их развитие в нужный момент. Она прекрасно лепила: могла бы увлечься скульптурой. Прекрасно рисовала. Мои родители – искусствоведы, художники, я сама работала в художественной школе – могу сказать как специалист: в 4–5 лет ее рисунки были равноценны работам 10-летнего ребенка. Я решила, что в этом направлении и нужно двигаться. Но в школе искусств посоветовали начать с общей подготовки.
По стечению обстоятельств именно в нашей группе рисования не было – там ставили детский мюзикл. Даша впервые увидела скрипку. Педагогу Людмиле Александровне Коломейцевой я и доверила ребенка. И не ошиблась.
– Ваша жизнь изменилась?
– Очень. А у меня когда-то было свое рекламное агентство, в Норильске – должность начальника отдела рекламы и дизайна администрации города. Уже здесь окончила магистратуру СФУ, получила диплом архитектора-реставратора. Но Дашу, как подающую большие надежды, перевели в профгруппу. С ней начал заниматься Михаил Иосифович Бенюмов, профессор академии музыки и театра. Это означало, что дочь нужно возить сначала в обычную школу, потом в музыкальную, потом в академию. Кто кроме меня? И я решила посвятить себя Даше. На первом этапе обучения я присутствовала абсолютно на всех занятиях по скрипке. Вникала в тонкости. Если Даша отвлекалась, я фиксировала это для себя, потом акцентировала внимание на пропущенном. Когда меня выписали из роддома с младшей сестрой Даши, уже через две недели снова была с дочерью на занятиях. Часто ходила туда с младенцем.
– Сестренка тоже талантлива?
– В чем-то даже больше. Но сейчас у меня почти все время уходит на Дашу. В больших городах обычно при консерватории есть обычная школа. В Красноярске такого нет. Это осложняет нашу жизнь. Но педагоги идут нам навстречу.
– Одаренным детям не очень просто выстроить отношения со сверстниками…
– Да, друзей у нее не очень много. Я стараюсь учить правильному общению. Не должно быть такого – музыка и все. Она была хорошо подготовлена к школе, но в 1-м классе кричала: «Мама, забери меня из этого ада!» Для ее музыкальных ушей шум в классе был невыносимой какофонией. Лишить восприимчивости – значит лишить возможности передавать со сцены то, что задумал композитор.
В чем-то она старше сверстников: ей приходится исполнять музыкальные произведения, проникая в эмоции, мысли взрослых людей. Например, какие-то романтичные переживания. Или вот исполняет Телемана – а там есть мотивы покаяния, раскаяния – речь идет уже о религиозном опыте. Профессор может сказать: «Даша, почитай «Семь слов Христа на кресте». Найди их в музыке»… Это надо сесть с ребенком, почитать, самой прочувствовать и объяснить.
– Значит, без вклада родителей сложно рассчитывать на хороший результат?
– Однозначного ответа нет. Я – занимаюсь. Но знаю детей, родители которых не настолько погружены в их жизнь, а результаты не хуже. Для меня успех – от слова «успеть»: в этот период, в это время. Иногда Даша тоже капризничает: устала, хочу гулять. Говорю: «Ну еще чуть-чуть надо, еще шажок». Важен не блестящий итог, а то, насколько можешь заниматься любимым делом, чтобы нести людям радость. Хочется, чтобы она несла ее своим сверстникам, участвовала в благотворительных концертах. Чтоб не только все для себя.
– Многие родители мечтают об одаренном ребенке, не осознавая, что за этим стоит…
– Это очень большая ответственность. Я постоянно сомневалась: то ли делаю? Нужно ли это моему ребенку? Но как-то услышала из уст педагога: «Если мы эту девочку упустим, то там, – он показал пальцем наверх, – нам не простят!» Эта фраза заставила меня задуматься: наверное, жить по-другому я просто не имею права.
Фото: Анатолий Иванов