Слепой, видевший жизнь яснее, чем большинство зрячих

Слепой, видевший жизнь яснее, чем большинство зрячих
Фото: сгенерировано нейросетью Шедеврум

Эдуарду Асадову выпала судьба, символически соединяющая времена, народы и, казалось бы, непримиримые стороны бытия – армянин, родившийся в Мерве, древнейшем городе Средней Азии, и ставший популярнейшим русским поэтом советской эпохи; воин, создавший самую сентиментальную стихотворную вселенную; обладатель миллионных тиражей, начисто отвергнутый современной ему богемой; слепой, который писал собственными руками, и видел жизнь яснее, чем большинство зрячих…

Асадов писал до последних дней – он умер в 2004 году, дожив до восьмидесяти; при жизни было издано 47 его книг общим тиражом более трех миллионов, причем это не только стихи – он писал прозу, переводил с башкирского, калмыцкого, грузинского, казахского, узбекского…

Перемены всей жизни

В краткой автобиографии «Несколько слов о себе» он умалчивает об обстоятельствах, при которых было получено тяжелое ранение под Севастополем в 1944 году. Гвардии лейтенант Асадов, командир батареи реактивных минометов, тех самых «катюш», доставляя боеприпасы на позицию, оказался под обстрелом – осколок попал в лицо. Но снаряды он все равно привез – уже слепым. За этот подвиг Эдуард Асадов был удостоен ордена Красной Звезды.

Ранение означало не только увольнение из армии, но и кардинальную перемену во всей его жизни. За которую к тому же надо было бороться, и не только врачам.

«Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть?» – в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил.

Было плохо, но молодость и жизнь все-таки победили. Впрочем, госпиталь был у меня не один, а целая обойма…»

Выжить двадцатилетнему гвардии лейтенанту помогла не только молодость и мастерство врачей – он знал, зачем ему жить. Первые стихи Асадов написал в детстве и уже на фронте был поэтом и верил, что будет им всегда и вопреки всему.

«Я вновь стал писать стихи. Писал и ночью, и днем, и до, и после операции, писал настойчиво и упорно. Понимал, что еще не то и не так, но снова искал и снова работал». Известна точная дата появления нового поэта в большой литературе – 1 мая 1948 года, день, когда «Огонек» опубликовал стихотворение студента Литературного института им. А. М. Горького. Автор купил свежий номер журнала в киоске возле Дома ученых и запомнил этот момент навсегда:

«Мимо меня с песнями шли праздничные демонстранты, а я был, наверное, праздничнее всех в Москве!»

Стихотворение это – до сих пор знаменитая «Рыжая дворняга», пронзительная история о гибели собаки, бежавшей за поездом, в котором ехал бросивший ее хозяин.

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик, ты не знаешь природы,

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы.

Наследие Асадова огромно, однако о чем бы он ни писал – о войне, дружбе, верности, о семье, детстве, об Армении и России, о житейских драмах и комедиях, о чести и бесчестии и т. д., – так или иначе все получалось «про любовь». Здесь и секрет его феноменальной популярности, и трагический парадокс его творческого пути.

Богема и народ

В 50–70-е годы отечественная поэзия пережила такой расцвет, какого не было и в пушкинские времена – поэты собирали стадионы, публика разносила книжные магазины, когда «выкидывали» новый сборник стихотворца из тех, кто был у всех на слуху и на устах – Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина… Но теперь, видимо, мало кто знает, что по части тиражей этим столпам «оттепели» было далеко до Эдуарда Асадова – здесь он уступал только Сергею Михалкову, действительно большому детскому поэту, и, между прочим, автору стихов государственного гимна СССР, литературному – даже не генералу, а маршалу. Асадов, разумеется, никаким «маршалом» не являлся, просто его книги раскупались с бешеной скоростью и в любом количестве, сколько ни напечатай, отчего были в вечном дефиците. И оттого же стихи его те, кому не досталось, переписывали в тетрадки. Асадов, так же как и «столпы», собирал огромные аудитории, и, кстати, это получалось у него до конца жизни. Но… стихи популярнейшего поэта Советского Союза не проходили в школах, хотя ничего идеологически сомнительного в них не было. Вроде как негласно считалось, что они слишком просты и слишком интимны, не для детей. Однако причина глубже. Образованная прослойка относилась к Асадову, мягко говоря, несерьезно, а богема, особенно верхние ее слои, презирала, если не сказать ненавидела. Очевидцы вспоминают, что обвинение в «асадовщине» считалось несмываемым оскорблением и даже становилось поводом для драк, имевших место в Центральном Доме литераторов и прочих элитарных клубах. Именно тогда богема стала называть его «поэтом для кухарок, пэтэушников и лимиты», его стихи – «рифмованными прописями» – и это, кстати, о человеке, окончившем Литинститут с красным дипломом, которого Корней Чуковский в самом начале пути окрестил «истинным поэтом», имеющим неповторимое «поэтическое дыхание».

Более того, Евгений Евтушенко, составивший монументальную антологию русской поэзии ХХ столетия «Строфы века», куда вошли стихи 875 авторов, Асадова – повторим, популярнейшего из всех – в ней даже не упоминает. Возможно, причиной тому давняя личная неприязнь, возникшая, как уверяют, из злого евтушенковского четверостишья.

В клетке уродской – девчонки-малявки –

местные модницы из малярки

топчут снежок луноходами тяжкими

с парой асадовских строк под кудряшками.

Да, на фоне поэзии того времени, с ее идейной напряженностью и цветущей сложностью, стихи Асадова выглядели вызывающе простыми, сентиментальными, нравоучительными. Но дело в другом: богема презирала не столько асадовские стихи, сколько образ их коллективного читателя – тех самых девчонок из малярки…

А девчонкам не нужна была цветущая сложность – они хотели нежности, жизненности, простоты, трогательности, ясности, хотели знать «как надо жить», – и у поэта в вечной черной повязке на лице (тот осколок не только лишил его зрения, но и вырвал переносицу) всего этого было в избытке.

Современный писатель Павел Басинский так объясняет природу этой народной любви: «Он просто говорил людям хорошие, добрые, правильные слова. Только в рифму. Так проще запоминается».

Но самое удивительное, что спустя пять лет после смерти слепого поэта Евтушенко открыто признается: «Я сделал оплошность, не включив стихи Асадова в антологию «Строфы века»…»

И далее: «В чем был секрет его успеха? Он писал простым, доходчивым языком, без формальных изощренностей, без перегруженности культурными ассоциациями… В самых банальных житейских ситуациях, которые, казалось бы, не заслуживали внимания искусства, Асадов отыскивал самые болевые точки и участливо отзывался на эту боль».

Кстати, Эдуард Аркадьевич прекрасно знал, что в богемных верхах он «поэт для кухарок», и отвечал: «А разве кухарки – не люди?»

Богема служила поэзии и самой себе, Асадов, простите за пафос, служил народу.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности