Единый день голосования в Красноярском крае, с одной стороны, никаких сюрпризов не преподнес. С другой стороны, даже отсутствие неожиданностей может свидетельствовать о весьма любопытных тенденциях.
Победила стабильность
Первое. Впечатляющий успех «Единой России» показал, что, несмотря на «просадку», связанную с пандемией коронавируса, красноярцы все-таки сделали выбор в пользу стабильности, а не в пользу «великих потрясений».
Это очевидно уже по предварительному раскладу результатов. Если ЕР набрала максимум, то «Коммунисты России» и «Яблоко» – минимум. На одном полюсе – полная предсказуемость политики, на другом – весьма туманные перспективы.
Второе. В местных выборах ожидаемо фактор политической ориентации не является определяющим. Гораздо большее значение имеет личный авторитет кандидата как состоявшегося профессионала, эффективного руководителя, то есть в целом человека успешного. Этот авторитет в ряде случаев вообще перевешивает какую-либо политическую составляющую.
Очевидно, этим можно объяснить тот любопытный факт, что на второй позиции по количеству избранных оказались не представители политических партий, а самовыдвиженцы. Личные факторы в данном случае оказались важнее политического «окраса».
Кстати, авторитетность кандидатов является и одной из причин успеха «Единой России». Политологи часто говорят, что эта партия славится умением объединять в своих рядах настоящих лидеров, профессионалов, людей известных и уважаемых. Не умаляя качества партийной работы, следует отметить, что есть и другая сторона. Профессионалы и лидеры сами выбирают ЕР. Почему? Причина очевидна. Люди, добившиеся успеха в жизни, меньше всего настроены на то, чтобы инициировать крутые перемены с лихой рубкой лозы.
Это не означает, что все удовлетворены сегодняшней действительностью. Но если одни видят решение в том, чтобы «разрушить до основания, а затем…», то другие считают, что улучшения возможны лишь в результате постоянной кропотливой работы здесь и сейчас. И эта позиция как нельзя более соответствует принципам ЕР.
Непредсказуемость как фабула
На самом деле сегодня никто уже не ждет каких-то резких движений, вроде введения многоженства в России или экспроприации частной собственности, ни от ЛДПР, ни от КПРФ.
Партии системной оппозиции стали вполне респектабельными и трансформировались во вполне парламентские структуры. В каждой из них есть свои талантливые лидеры и управленцы. Как показала практика, та же ЛДПР способна побороться на равных с «Единой Россией» там, где это интересно либерал-демократам. Например, в крупных городах края: Ачинске или Енисейске. А в Березовском районе, по предварительным результатам, представители ЛДПР получили большинство.
Однако нахождение в оппозиции, даже системной, – особая специфика. Можно талантливо критиковать тех, кто находится у руля, и зарабатывать на этом политические очки. Но время и общество меняются. Когда-то достаточно было лишь замечать промахи других. Сегодня востребованы те, кто умеет эти промахи исправлять. Тем более когда речь идет о местном уровне власти, требующем именно умения работать на земле.
Отсюда, возможно, и корни давней проблемы местных выборов – низкой явки избирателей. Кстати, она оказалась не столь низкой – в среднем более 20 процентов от общего числа имеющих право участвовать в выборах.
Зачастую небольшой процент голосующих относят на счет пассивности избирателей. Но здесь опять-таки надо иметь в виду и обратную сторону монеты. Никто не пойдет смотреть футбольный матч, если заранее известно, что там не будет никакой интриги.
Политика, при всей ее важности и необходимости, содержит в себе элементы шоу. И выборы становятся интересными тогда, когда идет реальная борьба между серьезными конкурентами. И когда победа любого из них имеет конкретную цену для каждого избирателя.
Как уже говорилось, большинство авторитетных лидеров выбирают для себя «Единую Россию». У других политических партий короткие скамейки запасных. И если в крупных региональных центрах им удается сконцентрировать силы, то там мы видим и интересную фабулу, и сравнительно высокую явку избирателей, как, например, в том же Ачинске.
Тем не менее выборы, даже когда голосуют за стабильность, – это всегда надежда на обновление. В том числе и надежда на появление новых лидеров, которые, возможно, в будущем прославят Красноярский край.
Архитектор, художник, поэт…
А сейчас о печальном. К сожалению, время невозможно остановить. Уходят те, кто уже стал славой Красноярской земли.
Когда-то аксиомой считалось утверждение «незаменимых нет». Сегодня мы воочию видим: есть люди такого масштаба, что потерю каждого из них никем и ничем компенсировать невозможно. Даже если они давно отошли от активных дел. Впрочем, энергия этих людей такова, что они в любом возрасте находились в гуще событий.
Но их все меньше. В прошлом году ушел из жизни легендарный руководитель края Павел Федирко. Весной этого года – знаменитый директор «Красмаша» Виктор Гупалов. Сегодня вновь – огромная потеря. Человек, ставший одним из символов Красноярска, – Арэг Демирханов.
Они совпали во времени и пространстве. Красноярск, уставший от собственной суровой серости, и архитектор, приехавший в сибирский город и влюбившийся в воду Енисея и Красноярские Столбы. Красноярцы старшего поколения помнят, как изменился город с появлением ансамбля Театральной площади и комплекса БКЗ – КИЦ на Стрелке. Тогда еще не придумали слово «столичность», но здания, построенные по проектам Демирханова, утверждали новую функцию Красноярска – не только вместилища жилых кварталов «при заводах», но и культурного центра Восточной Сибири.
Арэгу Саркисовичу выпала огромная удача. Ему удавалось в разные времена создавать знаковые точки столицы края. В 70-е годы – это гостиница «Красноярск», в 80-е – музей В. И. Ленина (КИЦ). Оба этих здания были символами своего времени. Так же как символом станет впоследствии красноярский Биг-Бен, который сегодня стал таким же всероссийским маркером Красноярска, как часовня Параскевы Пятницы и Коммунальный мост.
Наверное, это не просто удача. Это умение удивляться, которое Арэг Саркисович сохранил на всю свою жизнь. Удивляться красоте места, красоте природы, красоте жизни. И умение выражать это удивление в архитектурных проектах, картинах, стихах.