На уходящей неделе Красноярск и край в очередной раз подтвердили свой вес и значимость на всероссийском уровне. И хотя наш субъект Федерации и так не второстепенный на карте Родины, это не глухая провинция, от которой мало что зависит, – мы регион-донор… но так сложились обстоятельства, что именно на этой неделе состоялось несколько важных событий, которые добавили нам авторитета в глазах всей страны, – в связи с грядущей универсиадой на нас сейчас обращены самые пристальные взоры с самых верхов. И не только в связи с ней.
«Еще мы делаем ракеты…»
Вот эти события: встреча врио губернатора с президентом России в Кремле, на которой шел серьезный разговор без реверансов, обсуждались конкретные дела и проекты. Визиты в наш город высоких официальных лиц – полномочного представителя президента РФ в СФО Сергея Меняйло, а также московских чиновников: зампреда Правительства РФ по вопросам строительства Виталия Мутко и зампреда Правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова.
Вице-премьер по обороне провел совещание на красноярском научно-производственном предприятии «Радиосвязь» – разговор шел о выпуске военной и гражданской продукции организациями оборонно-промышленного комплекса края, а их у нас немало – это и АО «Информационные спутниковые системы» имени М. Ф. Решетнева, и Красмаш, и ЦКБ «Геофизика», и НПП «Радиосвязь», и Горно-химический…
В совещании, кроме руководителей края и СФО, приняли участие представители федеральных министерств, руководство госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», российских и краевых оборонных предприятий.
Сейчас, по словам Юрия Борисова, диверсификация производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса стала насущной необходимостью, они должны быть постоянно загружены, надо создавать продукцию, способную конкурировать с лучшими отечественными и зарубежными образцами. И не только в части «военки».
Правительство Российской Федерации поддерживает такие предприятия, чтоб они могли работать и на гражданский рынок. Президентом страны поставлена задача – к 2030 году доля гражданской продукции на предприятиях ВПК должна вырасти до 50 процентов, и в первую очередь речь идет о высокотехнологичных изделиях. При этом никто не снимает с них и основную задачу – гособоронзаказ, в рамках которого нужно выпускать высокоточное оружие, современные информационные системы, новые образцы стратегического вооружения. По мнению Юрия Борисова, Красноярск в этом плане занимает выигрышную позицию.
Врио губернатора отметил, что оборонные предприятия вносят значимый вклад в региональную экономику. Некоторые из них градообразующие, при этом они кооперационно связаны с другими предприятиями края, научными и образовательными учреждениями. На НПП «Радиосвязь» ведутся разработки в области медицинской наноэлектроники, специалисты предприятия и научных учреждений края совместно создают и испытывают оборудование для лечения онкологических заболеваний, работают над созданием роботизированных систем диагностики и реабилитации пациентов с нарушениями двигательных функций, освоили технологию производства челюстно-лицевых экзопротезов…
Это совещание по вопросам ВПК совершенно рабочее, такие проходят у нас не впервые. Но каждый раз приятно осознавать, что наш край – это не только кладовая природных ресурсов, всероссийская электростанция и лесопилка, но и регион, где куется оборонная мощь России, причем на высочайшем научном и технологическом уровне. Во глубине сибирских руд не только дикие медведи бродят. Еще мы делаем ракеты. И спутники. И навигационное оборудование. И много чего интересного, о чем всем знать не положено. Но очень важного для страны. Нас ценят.
Спасибо, что не в телячий
И о смешном. Особенно на фоне высоких оборонных технологий. Нет, сама инициатива, о которой я сейчас расскажу, совсем не смешная – наоборот, там все печально. А вот люди, которым такие идеи приходят в голову, кажутся мне клоунами. Разве серьезный человек до такого додумается?
Значит, так. Контора, приближенная к РЖД – ФПК (Федеральная пассажирская компания), – планирует создать железнодорожный лоукостер из… устаревших плацкартных вагонов. (Лоукостер по-русски – компания-перевозчик с очень низкими ценами.) Из тех самых полусписанных, а может, списанных и восстановленных вагонов, что без кондиционеров, со старыми туалетами, и в которых окна вечно не открываются. В них летом пекло, а зимой – зима. Из тех самых, о необходимости избавления от которых в РЖД говорят уже не первый год. Их время ушло. На смену этим газенвагенам приходят современные, комфортабельные пассажирские вагоны, похожие на прежние, как автомобиль на телегу.
Так вот, в этой ФПК кто-то милостиво подумал и о бедных. Пусть, мол, ездят дешево, но плохо. А у кого деньги есть – дорого и хорошо. Такая своеобразная социальная справедливость. С делением на классы. Не только в железнодорожном смысле, а прежде всего – в общечеловеческом. Знайте свое место! В телячий вагон! Зато дешево. Спасибо, хоть на крыше и в собачьем ящике мест пока не предлагают.
Я очень надеюсь, что клоуны там не все, и найдутся умные люди, которые объяснят поборникам социального неравенства, что идея их глупа, безнравственна и унизительна для небогатых людей. В Госдуме уже ее критикуют – в частности, член комитета по транспорту и строительству Александр Старовойт. Думаю, и другие депутаты его поддержат.