Ученица 11-го класса большеингутской школы Манского района Дарья Смольникова живет в конце деревни, в трех километрах от школы. Чтобы добраться до дому, ей понадобится 20 минут. А есть в районе и те, кто живет в 15 километрах от школы. В Манском районе почти каждый сезон дорога напоминает полосу с препятствиями: Мана часто выходит из берегов, а однажды дорога была перекрыта льдами. В результате ребятишки остались в Ингуте и не могли попасть к себе домой в Жержу. Безопасное передвижение в Манском районе осложняется отсутствием сотовой связи. Пока дети едут – переживают учителя и родители.
Система спутникового мониторинга призвана разрешить эту ситуацию. В 2009 году в Красноярском крае стартовал проект по созданию комплексной глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС) мониторинга транспорта. Если изначально система была рассчитана на транспортные средства, маршрут движения которых проходил в зоне покрытия сотовой связи, то сегодня навигационно-связное оборудование передает информацию из тех мест, где нет сотовой связи. Чтобы сделать максимально безопасными школьные перевозки, в 2011 году в крае стали оснащать автобусы навигационно-связным оборудованием ICAR-KS в районах, где полностью или частично отсутствует покрытие сотовой связи. К явным преимуществам спутниковой системы относится круглосуточный мониторинг: под присмотром диспетчеров находится 3 105 единиц транспорта на площади более одного миллиона квадратных километров. Сегодня это лучший показатель в России.
Кроме этого, использование каналов космической связи в малочисленных и удаленных территориях, где отсутствует покрытие сотовой связи, позволяет скоординировать действия оперативных служб МЧС, МВД, ФСБ, бригад скорой медицинской помощи и своевременно отреагировать на нештатные ситуации.
На развитие этой программы выделено 490 млн рублей в расчете на три года.
Депутат Юрий Швыткин:
– На наш взгляд, внедрение этих технологий действительно позволит обеспечить безопасность детей. Для края это один из социально значимых проектов. Сегодня аналогов этого оборудования в России нет. Могу заявить, что другие регионы только предполагают взять на вооружение этот принцип.
В планах – оборудовать этими приборами школьные автобусы в тех районах, где сотовая связь недоступна, – это 20 районов края. Сегодня уже оснащены школьные автобусы в Бирилюсском, Ермаковском, Идринском, Краснотуранском и Тюхтетском районах Красноярского края.
Заместитель министра информатизации и связи Красноярского края Дмитрий Черников рассказал о планах развития спутниковой системы:
– В дальнейшем это оборудование будет установлено на тех транспортных средствах, которые выполняют перевозки в районах, где нет сотовой связи.
Заместитель директора по воспитательной работе большеингутской школы Вера Кухаренко объяснила, в чем реальная польза автобуса, оборудованного системой ГЛОНАСС:
– Такие автобусы нужны поселкам, где недоступна сотовая связь. У нас, в Манском районе, очень холодные зимы: отметка термометра нередко доходит до 48 градусов. Со спутниковым автобусом мы уверены, что наши дети постоянно под присмотром, и если вдруг что-то случится во время пути, диспетчеры всегда передадут точную информацию, и дети не окажутся без присмотра. Однажды наш школьный автобус сломался, и детям пришлось долгое время идти пешком.
Теперь учащиеся большеингутской школы возвращаются домой уже в навигационном автобусе. А до конца года планируется установить эти приборы в 51 автобусе в 20 проблемных районах Красноярского края.