В Совете Федерации затормозили принятый Госдумой закон Ирины Яровой об ответственности за оправдание нацизма. Инициатор считает случившееся недоразумением, а ее коллеги не скрывают досады, поскольку ожидали, что новая статья УК станет подарком народу к 9 Мая.
Напомню, закон предусматривает введение в Уголовный кодекс статьи «Реабилитация нацизма». За «отрицание фактов» и оправдание преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом, полагается штраф до полумиллиона рублей, а за то же деяние с использованием СМИ – до пяти лет лишения свободы.
Главная нестыковка в том, что в Нюрнберге СССР не согласился с некоторыми решениями международного трибунала, который не признал правительство нацистской Германии, а также генштаб и верховное командование вермахта преступными организациями, некоторым подсудимым вынес слишком мягкие приговоры, а троих вовсе оправдал. Если бы Совфед одобрил закон, то фактически парламентарии предложили бы подписать президенту несогласие с позицией своей страны.
Скорее всего, «подарок» отправят на доработку, но в конце концов он состоится, пусть и не к празднику. О проекте госпожи Яровой спорили давно, и, думаю, если бы не Украина, он был бы сейчас главной темой в СМИ. Стремление напугать неофашистов Уголовным кодексом вполне понятно и оправданно. Но если «реабилитацией нацизма» будет считаться «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны», то как быть, к примеру, историку, который выдвигает свою версию – а версия есть то, что не доказано, и потому она вполне может оказаться ложной. Заведомо или не заведомо – кто будет выяснять? Следователь, выпускник юрфака?
Но это так, одна из частностей…
По-моему, куда важнее другое. Детище г-жи Яровой относится к тому разряду законов, которые призваны посредством уголовного наказания навести порядок не в окружающем пространстве, а в умах. Более того, они не только касаются запретов определенного рода символики, но и связаны с трактовкой истории. Прецеденты есть. В Германии можно получить срок за отрицание холокоста. В Латвии – за непризнание советской (и, кстати, германской тоже) оккупации. Первый случай – следствие вины и раскаяния: натворили – расхлебываем. Второй – типичное проявление злобы на русских (немецкую оккупацию в закон, судя по всему, внесли для проформы – там ее очень тепло вспоминают). Зачем потребовалось нас-то защищать тюрьмой от «реабилитации нацизма» как «заведомо ложных сведений о деятельности СССР»? Развелось так много желающих «реабилитировать»? И какой госорган будет отделять овнов от козлищ? Вопросы без очевидных ответов, но при этом, что называется, с моральной стороны к Яровой не подкопаешься. «Цель святая», – как говорил О. Бендер.
В этой связи вспоминается вот что… Самые неприглядные страницы в истории церкви – и католической, и православной – связаны с теми моментами, когда она обращалась к государству с просьбой уголовно защитить определенные догмы и теологические трактовки. Еретики ведь распространяют «заведомо ложные сведения», портят население – так посажайте их, пожгите, всем будет польза, цель-то святая. Сами по себе такие обращения к государству – факт неверия, если не безбожия. Эти люди не верили в силу Слова Христова, которое они же должны были нести в народ. Эти люди считали, что Сын Божий без поддержки УК слабоват. К тому же придумать «святую» статью неизмеримо проще, чем просвещать народ, строить школы…
Закон Яровой построен примерно на той же логике. Если – берем идеал – государство и вправду заинтересовано в правильном понимании истории страны, оно действует через культуру, пропаганду, но главным образом – через систему образования. Понимая, что дело это небыстрое, требующее терпения, самоотдачи и, кстати сказать, денег. Тогда через сколько-то лет можно надеяться на результат, причем вполне надежный, без «фиги в кармане». Мне, например, типичному советскому мальчику, в голову не придет «реабилитировать» нацизм, потому что системная установка отечественной истории началась едва ли не с момента пробуждения мозга – детский сад, школа, институт…
Что же до закона, то здесь будет действовать известное психологическое правило: хочешь повысить популярность какой-то идеи – запрети ее под страхом тюрьмы. Г-жа Яровая, наверное, не в курсе, что идеи умирают, когда они никому не интересны.