Очередные последствия западных санкций обсуждают сегодня эксперты авторынка. Речь идет о том, что ведущие европейские производители ограничили доступ к программному обеспечению российским автодилерам. Что это означает на практике? Современный автомобиль – это в том числе компьютерный «мозг», в котором хранится информация о всех важнейших элементах авто, начиная с ключей и заканчивая подушками безопасности. Ограничение доступа к программному обеспечению означает, что владельцам автомобилей BMW, Audi, Mercedes станут недоступны история техобслуживания и обновление элементов. В том числе и ключей от авто. Автовладельцам советуют оберегать ключи как зеницу ока, потому что изготовление дубликатов стало невозможным.
Незамеченные сигналы
Кроме проблемы с ключами, могут возникнуть и уже возникают трудности с диагностикой и ремонтом. Сообщается, что невозможно установить детали, где требуется программирование. А это коробки передач, блоки управления и много чего еще.
Казалось бы, как не посочувствовать автовладельцам? Однако надо признать, что некоторые из них сами создали себе проблемы.
Начнем с того, что ограничения доступа к ПО коснутся в большей мере новых машин. То есть тех, которые пришли в Россию в том числе по схемам параллельного импорта после начала СВО. Именно в то время, когда западные автомобильные гиганты сворачивали свою деятельность на территории РФ. Приобретать в этих условиях вышеназванные марки – это заведомо ставить себя под риск санкционных последствий. Либо засунуть голову в песок, как страус, и ожидать, что все обойдется. Между прочим, большинство российских автовладельцев разобрались в ситуации сразу. Об этом недвусмысленно свидетельствуют результаты продаж на автомобильном рынке в 2022 году.
Во-первых, они ожидаемо сократились практически в 2,5 раза. Во-вторых, в топ-10 продаж – первые 4 модели российского производства, затем идут южнокорейские и китайские. Европейских авто в топ-10 нет.
Перспективы есть, но…
В определенном смысле злую шутку с теми, кто все же решился приобрести машину европейского бренда, сыграла бравада, что «санкции нам нипочем». Да, до сих пор Россия успешно находит выходы из тупиков, которые ей пытаются создать западные «партнеры». Однако уповать на то, что санкции вдруг возьмут и отменят и все будет «как раньше», не приходится. Более того, мы видим, что западные «партнеры» серьезно настроены на удушение РФ посредством нарастающей экономической блокады. Почему эта блокада не была тотальной сразу – тоже очевидно. Запад вводит санкции дозированно, минимизируя ущерб для себя. Это старая тактика, описанная известным парадоксом: если воду, в которой плавает лягушка, нагревать очень медленно, то она сварится незаметно для себя.
Ровно то же самое проделывает сейчас Запад. Точно такой же, медленный, но неуклонный рост ограничений происходит, например, с программными продуктами Microsoft.
Вопрос: что все-таки делать тем, кто приобрел новые «мерсы» и «бэхи»?
Здесь существуют два подхода: пессимистический и оптимистический. Первый базируется на известной максиме «Все пропало!». Второй уходит корнями в сказ о тульском косом Левше, который аглицкую блоху подковал. Блоха, правда, после этого перестала функционировать. Но современные Левши более продвинуты в науках, нежели малограмотный уроженец Тулы.
Как уже говорилось, для машин более ранних выпусков особых проблем не возникнет, поскольку все программное обеспечение к ним в России уже есть в офлайн-версиях. Сложнее будет тем, кто приобрел новые машины по параллельному импорту. Однако и здесь, как говорят, «есть варианты». В автосервисах признаются, что знают, как получить ПО для диагностики западных авто, обойдя запреты. Некоторые уже предлагают «подшаманенные» офлайн-версии программного обеспечения. Ничего в этом сверхъестественного нет – исторически недавно многие в стране работали на взломанном софте.
Разумеется, все это приведет к появлению разного рода «серых» мастерских, где народные умельцы будут прошивать мозги германской автотехники невесть чем. Правда, по мнению экспертов, это может не лучшим образом сказаться на безопасности эксплуатации автомобиля, но если есть два варианта и оба плохие, то выбирать особо не из чего. Альтернатива отечественным «секретным разработкам» по модернизации западного ПО – только ставить машину на прикол. Ну или срочно пытаться продать, чтобы купить отечественное или китайское авто. Хотя и это не панацея.
Тревожный симптом?
Эксперты отмечают взрывной рост продаж «китайцев» на отечественном рынке. Если в 2021 году на рынке доля авто производства КНР не достигала 7 %, то в 2022-м она выросла до почти 18 %. И рост продолжается. А это весьма тревожный симптом. Понятно, что спрос удовлетворять надо. И китайский автопром с легкостью справится с потребностями российского рынка. Но это означает, что очередной крест будет поставлен на возрождении автопрома отечественного. Особенно настораживает в этом смысле превращение китайской модели в отечественный «Москвич», хотя из отечественного там только эмблема. Более того, на сборку других «китайцев» под брендом «Лада» намерен перейти и «АвтоВАЗ».
По мнению некоторых экспертов, это может привести к тому, что вместо критичной зависимости от европейского автопрома мы окажемся в столь же критичной зависимости от китайского. Но другие аналитики рынка с этой оценкой не согласны. Их аргументы – останавливать сейчас сборочные цеха и заводы, пока будет разрабатываться полностью российская модель, – неправильно. Ведь на создание своего автомобиля требуется время плюс технические возможности и деньги. Поэтому логично начать производство на базе подходящей для локализации «антисанкционной» иномарки и параллельно заниматься конструированием собственной платформы автомобиля.